JavaScript-приложению обычно нужно работать с информацией. Например:
- Интернет-магазин – информация может включать продаваемые товары и корзину покупок.
- Чат – информация может включать пользователей, сообщения и многое другое.
Переменные используются для хранения этой информации.
Переменная
Переменная – это «именованное хранилище» для данных. Мы можем использовать переменные для хранения товаров, посетителей и других данных.
Для создания переменной в JavaScript используйте ключевое слово let
.
Приведённая ниже инструкция создаёт (другими словами, объявляет) переменную с именем «message»:
let message;
Теперь можно поместить в неё данные (другими словами, определить переменную), используя оператор присваивания =
:
let message;
message = 'Hello'; // сохранить строку 'Hello' в переменной с именем message
Строка сохраняется в области памяти, связанной с переменной. Мы можем получить к ней доступ, используя имя переменной:
let message;
message = 'Hello!';
alert(message); // показывает содержимое переменной
Для краткости можно совместить объявление переменной и запись данных в одну строку:
let message = 'Hello!'; // определяем переменную и присваиваем ей значение
alert(message); // Hello!
Мы также можем объявить несколько переменных в одной строке:
let user = 'John', age = 25, message = 'Hello';
Такой способ может показаться короче, но мы не рекомендуем его. Для лучшей читаемости объявляйте каждую переменную на новой строке.
Многострочный вариант немного длиннее, но легче для чтения:
let user = 'John';
let age = 25;
let message = 'Hello';
Некоторые люди также определяют несколько переменных в таком вот многострочном стиле:
let user = 'John',
age = 25,
message = 'Hello';
…Или даже с запятой в начале строки:
let user = 'John'
, age = 25
, message = 'Hello';
В принципе, все эти варианты работают одинаково. Так что это вопрос личного вкуса и эстетики.
var
вместо let
В старых скриптах вы также можете найти другое ключевое слово: var
вместо let
:
var message = 'Hello';
Ключевое слово var
– почти то же самое, что и let
. Оно объявляет переменную, но немного по-другому, «устаревшим» способом.
Есть тонкие различия между let
и var
, но они пока не имеют для нас значения. Мы подробно рассмотрим их в главе Устаревшее ключевое слово "var".
Аналогия из жизни
Мы легко поймём концепцию «переменной», если представим её в виде «коробки» для данных с уникальным названием на ней.
Например, переменную message
можно представить как коробку с названием "message"
и значением "Hello!"
внутри:
Мы можем положить любое значение в коробку.
Мы также можем изменить его столько раз, сколько захотим:
let message;
message = 'Hello!';
message = 'World!'; // значение изменено
alert(message);
При изменении значения старые данные удаляются из переменной:
Мы также можем объявить две переменные и скопировать данные из одной в другую.
let hello = 'Hello world!';
let message;
// копируем значение 'Hello world' из переменной hello в переменную message
message = hello;
// теперь две переменные содержат одинаковые данные
alert(hello); // Hello world!
alert(message); // Hello world!
Переменная может быть объявлена только один раз.
Повторное объявление той же переменной является ошибкой:
let message = "Это";
// повторение ключевого слова 'let' приводит к ошибке
let message = "Другое"; // SyntaxError: 'message' has already been declared
Поэтому следует объявлять переменную только один раз и затем использовать её уже без let
.
Примечательно, что существуют функциональные языки программирования, такие как Scala или Erlang, которые запрещают изменять значение переменной.
В таких языках однажды сохранённое «в коробку» значение остаётся там навсегда. Если нам нужно сохранить что-то другое, язык заставляет нас создать новую коробку (объявить новую переменную). Мы не можем использовать старую переменную.
Хотя на первый взгляд это может показаться немного странным, эти языки вполне подходят для серьёзной разработки. Более того, есть такая область, как параллельные вычисления, где это ограничение даёт определённые преимущества. Изучение такого языка (даже если вы не планируете использовать его в ближайшее время) рекомендуется для расширения кругозора.
Имена переменных
В JavaScript есть два ограничения, касающиеся имён переменных:
- Имя переменной должно содержать только буквы, цифры или символы
$
и_
. - Первый символ не должен быть цифрой.
Примеры допустимых имён:
let userName;
let test123;
Если имя содержит несколько слов, обычно используется верблюжья нотация, то есть, слова следуют одно за другим, где каждое следующее слово начинается с заглавной буквы: myVeryLongName
.
Самое интересное – знак доллара '$'
и подчёркивание '_'
также можно использовать в названиях. Это обычные символы, как и буквы, без какого-либо особого значения.
Эти имена являются допустимыми:
let $ = 1; // объявили переменную с именем "$"
let _ = 2; // а теперь переменную с именем "_"
alert($ + _); // 3
Примеры неправильных имён переменных:
let 1a; // не может начинаться с цифры
let my-name; // дефис '-' не разрешён в имени
Переменные с именами apple
и APPLE
– это две разные переменные.
Можно использовать любой язык, включая кириллицу или даже иероглифы, например:
let имя = '...';
let 我 = '...';
Технически здесь нет ошибки, такие имена разрешены, но есть международная традиция использовать английский язык в именах переменных. Даже если мы пишем небольшой скрипт, у него может быть долгая жизнь впереди. Людям из других стран, возможно, придётся прочесть его не один раз.
Существует список зарезервированных слов, которые нельзя использовать в качестве имён переменных, потому что они используются самим языком.
Например: let
, class
, return
и function
зарезервированы.
Приведённый ниже код даёт синтаксическую ошибку:
let let = 5; // нельзя назвать переменную "let", ошибка!
let return = 5; // также нельзя назвать переменную "return", ошибка!
use strict
Обычно нам нужно определить переменную перед её использованием. Но в старые времена было технически возможно создать переменную простым присвоением значения без использования let
. Это все ещё работает, если мы не включаем use strict
в наших файлах, чтобы обеспечить совместимость со старыми скриптами.
// заметка: "use strict" в этом примере не используется
num = 5; // если переменная "num" раньше не существовала, она создаётся
alert(num); // 5
Это плохая практика, которая приводит к ошибке в строгом режиме:
"use strict";
num = 5; // ошибка: num is not defined
Константы
Чтобы объявить константную, то есть, неизменяемую переменную, используйте const
вместо let
:
const myBirthday = '18.04.1982';
Переменные, объявленные с помощью const
, называются «константами». Их нельзя изменить. Попытка сделать это приведёт к ошибке:
const myBirthday = '18.04.1982';
myBirthday = '01.01.2001'; // ошибка, константу нельзя перезаписать!
Если программист уверен, что переменная никогда не будет меняться, он может гарантировать это и наглядно донести до каждого, объявив её через const
.
Константы в верхнем регистре
Широко распространена практика использования констант в качестве псевдонимов для трудно запоминаемых значений, которые известны до начала исполнения скрипта.
Названия таких констант пишутся с использованием заглавных букв и подчёркивания.
Например, сделаем константы для различных цветов в «шестнадцатеричном формате»:
const COLOR_RED = "#F00";
const COLOR_GREEN = "#0F0";
const COLOR_BLUE = "#00F";
const COLOR_ORANGE = "#FF7F00";
// ...когда нам нужно выбрать цвет
let color = COLOR_ORANGE;
alert(color); // #FF7F00
Преимущества:
COLOR_ORANGE
гораздо легче запомнить, чем"#FF7F00"
.- Гораздо легче допустить ошибку при вводе
"#FF7F00"
, чем при вводеCOLOR_ORANGE
. - При чтении кода
COLOR_ORANGE
намного понятнее, чем#FF7F00
.
Когда мы должны использовать для констант заглавные буквы, а когда называть их нормально? Давайте разберёмся и с этим.
Название «константа» просто означает, что значение переменной никогда не меняется. Но есть константы, которые известны до выполнения (например, шестнадцатеричное значение для красного цвета), а есть константы, которые вычисляются во время выполнения сценария, но не изменяются после их первоначального назначения.
Например:
const pageLoadTime = /* время, потраченное на загрузку веб-страницы */;
Значение pageLoadTime
неизвестно до загрузки страницы, поэтому её имя записано обычными, а не прописными буквами. Но это всё ещё константа, потому что она не изменяется после назначения.
Другими словами, константы с именами, записанными заглавными буквами, используются только как псевдонимы для «жёстко закодированных» значений.
Придумывайте правильные имена
В разговоре о переменных необходимо упомянуть, что есть ещё одна чрезвычайно важная вещь.
Название переменной должно иметь ясный и понятный смысл, говорить о том, какие данные в ней хранятся.
Именование переменных – это один из самых важных и сложных навыков в программировании. Быстрый взгляд на имена переменных может показать, какой код был написан новичком, а какой – опытным разработчиком.
В реальном проекте большая часть времени тратится на изменение и расширение существующей кодовой базы, а не на написание чего-то совершенно нового с нуля. Когда мы возвращаемся к коду после какого-то промежутка времени, гораздо легче найти информацию, которая хорошо размечена. Или, другими словами, когда переменные имеют хорошие имена.
Пожалуйста, потратьте время на обдумывание правильного имени переменной перед её объявлением. Делайте так, и будете вознаграждены.
Несколько хороших правил:
- Используйте легко читаемые имена, такие как
userName
илиshoppingCart
. - Избегайте использования аббревиатур или коротких имён, таких как
a
,b
,c
, за исключением тех случаев, когда вы точно знаете, что так нужно. - Делайте имена максимально описательными и лаконичными. Примеры плохих имён:
data
иvalue
. Такие имена ничего не говорят. Их можно использовать только в том случае, если из контекста кода очевидно, какие данные хранит переменная. - Договоритесь с вашей командой об используемых терминах. Если посетитель сайта называется «user», тогда мы должны называть связанные с ним переменные
currentUser
илиnewUser
, а не, к примеру,currentVisitor
илиnewManInTown
.
Звучит просто? Действительно, это так, но на практике для создания описательных и кратких имён переменных зачастую требуется подумать. Действуйте.
И последняя заметка. Есть ленивые программисты, которые вместо объявления новых переменных повторно используют существующие.
В результате их переменные похожи на коробки, в которые люди бросают разные предметы, не меняя на них этикетки. Что сейчас находится внутри коробки? Кто знает? Нам необходимо подойти поближе и проверить.
Такие программисты немного экономят на объявлении переменных, но теряют в десять раз больше при отладке.
Дополнительная переменная – это добро, а не зло.
Современные JavaScript-минификаторы и браузеры оптимизируют код достаточно хорошо, поэтому он не создаёт проблем с производительностью. Использование разных переменных для разных значений может даже помочь движку оптимизировать ваш код.
Итого
Мы можем объявить переменные для хранения данных с помощью ключевых слов var
, let
или const
.
let
– это современный способ объявления.var
– это устаревший способ объявления. Обычно мы вообще не используем его, но мы рассмотрим тонкие отличия отlet
в главе Устаревшее ключевое слово "var" на случай, если это всё-таки вам понадобится.const
– похоже наlet
, но значение переменной не может изменяться.
Переменные должны быть названы таким образом, чтобы мы могли легко понять, что у них внутри.
Комментарии вернулись :)
<code>
, для нескольких строк кода — тег<pre>
, если больше 10 строк — ссылку на песочницу (plnkr, JSBin, codepen…)