Значение в JavaScript всегда относится к данным определённого типа. Например, это может быть строка или число.
Есть восемь основных типов данных в JavaScript. В этой главе мы рассмотрим их в общем, а в следующих главах поговорим подробнее о каждом.
Переменная в JavaScript может содержать любые данные. В один момент там может быть строка, а в другой – число:
// Не будет ошибкой
let message = "hello";
message = 123456;
Языки программирования, в которых такое возможно, называются «динамически типизированными». Это значит, что типы данных есть, но переменные не привязаны ни к одному из них.
Число
let n = 123;
n = 12.345;
Числовой тип данных (number
) представляет как целочисленные значения, так и числа с плавающей точкой.
Существует множество операций для чисел, например, умножение *
, деление /
, сложение +
, вычитание -
и так далее.
Кроме обычных чисел, существуют так называемые «специальные числовые значения», которые относятся к этому типу данных: Infinity
, -Infinity
и NaN
.
-
Infinity
представляет собой математическую бесконечность ∞. Это особое значение, которое больше любого числа.Мы можем получить его в результате деления на ноль:
alert( 1 / 0 ); // Infinity
Или задать его явно:
alert( Infinity ); // Infinity
-
NaN
означает вычислительную ошибку. Это результат неправильной или неопределённой математической операции, например:alert( "не число" / 2 ); // NaN, такое деление является ошибкой
Значение
NaN
«прилипчиво». Любая математическая операция сNaN
возвращаетNaN
:alert( NaN + 1 ); // NaN alert( 3 * NaN ); // NaN alert( "не число" / 2 - 1 ); // NaN
Если где-то в математическом выражении есть
NaN
, то оно распространяется на весь результат (есть только одно исключение:NaN ** 0
равно1
).
Математические операции в JavaScript «безопасны». Мы можем делать что угодно: делить на ноль, обращаться с нечисловыми строками как с числами и т.д.
Скрипт никогда не остановится с фатальной ошибкой (не «умрёт»). В худшем случае мы получим NaN
как результат выполнения.
Специальные числовые значения относятся к типу «число». Конечно, это не числа в привычном значении этого слова.
Подробнее о работе с числами мы поговорим в главе Числа.
BigInt
В JavaScript тип number
не может безопасно работать с числами, большими, чем (253-1)
(т. е. 9007199254740991
) или меньшими, чем -(253-1)
для отрицательных чисел.
Если говорить совсем точно, то, технически, тип number
может хранить большие целые числа (до 1.7976931348623157 * 10308
), но за пределами безопасного диапазона целых чисел ±(253-1)
будет ошибка точности, так как не все цифры помещаются в фиксированную 64-битную память. Поэтому можно хранить «приблизительное» значение.
Например, эти два числа (прямо за пределами безопасного диапазона) совпадают:
console.log(9007199254740991 + 1); // 9007199254740992
console.log(9007199254740991 + 2); // 9007199254740992
То есть все нечетные целые числа, большие чем (253-1)
, вообще не могут храниться в типе number
.
В большинстве случаев безопасного диапазона чисел от -(253-1)
до (253-1)
вполне достаточно, но иногда нам требуется весь диапазон действительно гигантских целых чисел без каких-либо ограничений или пропущенных значений внутри него. Например, в криптографии или при использовании метки времени («timestamp») с микросекундами.
Тип BigInt
был добавлен в JavaScript, чтобы дать возможность работать с целыми числами произвольной длины.
Чтобы создать значение типа BigInt
, необходимо добавить n
в конец числового литерала:
// символ "n" в конце означает, что это BigInt
const bigInt = 1234567890123456789012345678901234567890n;
Так как необходимость в использовании BigInt
–чисел появляется достаточно редко, мы рассмотрим их в отдельной главе BigInt. Ознакомьтесь с ней, когда вам понадобятся настолько большие числа.
В данный момент BigInt
поддерживается только в браузерах Firefox, Chrome, Edge и Safari, но не поддерживается в IE.
Строка
Строка (string
) в JavaScript должна быть заключена в кавычки.
let str = "Привет";
let str2 = 'Одинарные кавычки тоже подойдут';
let phrase = `Обратные кавычки позволяют встраивать переменные ${str}`;
В JavaScript существует три типа кавычек.
- Двойные кавычки:
"Привет"
. - Одинарные кавычки:
'Привет'
. - Обратные кавычки:
`Привет`
.
Двойные или одинарные кавычки являются «простыми», между ними нет разницы в JavaScript.
Обратные же кавычки имеют расширенную функциональность. Они позволяют нам встраивать выражения в строку, заключая их в ${…}
. Например:
let name = "Иван";
// Вставим переменную
alert( `Привет, ${name}!` ); // Привет, Иван!
// Вставим выражение
alert( `результат: ${1 + 2}` ); // результат: 3
Выражение внутри ${…}
вычисляется, и его результат становится частью строки. Мы можем положить туда всё, что угодно: переменную name
, или выражение 1 + 2
, или что-то более сложное.
Обратите внимание, что это можно делать только в обратных кавычках. Другие кавычки не имеют такой функциональности встраивания!
alert( "результат: ${1 + 2}" ); // результат: ${1 + 2} (двойные кавычки ничего не делают)
Мы рассмотрим строки более подробно в главе Строки.
В некоторых языках, например C и Java, для хранения одного символа, например "a"
или "%"
, существует отдельный тип. В языках C и Java это char
.
В JavaScript подобного типа нет, есть только тип string
. Строка может содержать ноль символов (быть пустой), один символ или множество.
Булевый (логический) тип
Булевый тип (boolean
) может принимать только два значения: true
(истина) и false
(ложь).
Такой тип, как правило, используется для хранения значений да/нет: true
значит «да, правильно», а false
значит «нет, не правильно».
Например:
let nameFieldChecked = true; // да, поле отмечено
let ageFieldChecked = false; // нет, поле не отмечено
Булевые значения также могут быть результатом сравнений:
let isGreater = 4 > 1;
alert( isGreater ); // true (результатом сравнения будет "да")
Мы рассмотрим булевые значения более подробно в главе Логические операторы.
Значение «null»
Специальное значение null
не относится ни к одному из типов, описанных выше.
Оно формирует отдельный тип, который содержит только значение null
:
let age = null;
В JavaScript null
не является «ссылкой на несуществующий объект» или «нулевым указателем», как в некоторых других языках.
Это просто специальное значение, которое представляет собой «ничего», «пусто» или «значение неизвестно».
В приведённом выше коде указано, что значение переменной age
неизвестно.
Значение «undefined»
Специальное значение undefined
также стоит особняком. Оно формирует тип из самого себя так же, как и null
.
Оно означает, что «значение не было присвоено».
Если переменная объявлена, но ей не присвоено никакого значения, то её значением будет undefined
:
let age;
alert(age); // выведет "undefined"
Технически мы можем присвоить значение undefined
любой переменной:
let age = 123;
// изменяем значение на undefined
age = undefined;
alert(age); // "undefined"
…Но так делать не рекомендуется. Обычно null
используется для присвоения переменной «пустого» или «неизвестного» значения, а undefined
– для проверок, была ли переменная назначена.
Объекты и символы
Тип object
(объект) – особенный.
Все остальные типы называются «примитивными», потому что их значениями могут быть только простые значения (будь то строка, или число, или что-то ещё). В объектах же хранят коллекции данных или более сложные структуры.
Объекты занимают важное место в языке и требуют особого внимания. Мы разберёмся с ними в главе Объекты после того, как узнаем больше о примитивах.
Тип symbol
(символ) используется для создания уникальных идентификаторов в объектах. Мы упоминаем здесь о нём для полноты картины, изучим этот тип после объектов.
Оператор typeof
Оператор typeof
возвращает тип аргумента. Это полезно, когда мы хотим обрабатывать значения различных типов по-разному или просто хотим сделать проверку.
У него есть две синтаксические формы:
// Обычный синтаксис
typeof 5 // Выведет "number"
// Синтаксис, напоминающий вызов функции (встречается реже)
typeof(5) // Также выведет "number"
Если передается выражение, то нужно заключать его в скобки, т.к. typeof имеет более высокий приоритет, чем бинарные операторы:
typeof 50 + " Квартир"; // Выведет "number Квартир"
typeof (50 + " Квартир"); // Выведет "string"
Другими словами, скобки необходимы для определения типа значения, которое получилось в результате выполнения выражения в них.
Вызов typeof x
возвращает строку с именем типа:
typeof undefined // "undefined"
typeof 0 // "number"
typeof 10n // "bigint"
typeof true // "boolean"
typeof "foo" // "string"
typeof Symbol("id") // "symbol"
typeof Math // "object" (1)
typeof null // "object" (2)
typeof alert // "function" (3)
Последние три строки нуждаются в пояснении:
Math
— это встроенный объект, который предоставляет математические операции и константы. Мы рассмотрим его подробнее в главе Числа. Здесь он служит лишь примером объекта.- Результатом вызова
typeof null
является"object"
. Это официально признанная ошибка вtypeof
, ведущая начало с времён создания JavaScript и сохранённая для совместимости. Конечно,null
не является объектом. Это специальное значение с отдельным типом. - Вызов
typeof alert
возвращает"function"
, потому чтоalert
является функцией. Мы изучим функции в следующих главах, где заодно увидим, что в JavaScript нет специального типа «функция». Функции относятся к объектному типу. Ноtypeof
обрабатывает их особым образом, возвращая"function"
. Так тоже повелось от создания JavaScript. Формально это неверно, но может быть удобным на практике.
Итого
В JavaScript есть 8 основных типов данных.
- Семь из них называют «примитивными» типами данных:
number
для любых чисел: целочисленных или чисел с плавающей точкой; целочисленные значения ограничены диапазоном±(253-1)
.bigint
для целых чисел произвольной длины.string
для строк. Строка может содержать ноль или больше символов, нет отдельного символьного типа.boolean
дляtrue
/false
.null
для неизвестных значений – отдельный тип, имеющий одно значениеnull
.undefined
для неприсвоенных значений – отдельный тип, имеющий одно значениеundefined
.symbol
для уникальных идентификаторов.
- И один не является «примитивным» и стоит особняком:
object
для более сложных структур данных.
Оператор typeof
позволяет нам увидеть, какой тип данных сохранён в переменной.
- Имеет две формы:
typeof x
илиtypeof(x)
. - Возвращает строку с именем типа. Например,
"string"
. - Для
null
возвращается"object"
– это ошибка в языке, на самом деле это не объект.
В следующих главах мы сконцентрируемся на примитивных значениях, а когда познакомимся с ними, перейдём к объектам.