Мы также можем присвоить метод самому классу. Такие методы называются статическими.
В объявление класса они добавляются с помощью ключевого слова static
, например:
class User {
static staticMethod() {
alert(this === User);
}
}
User.staticMethod(); // true
Это фактически то же самое, что присвоить метод напрямую как свойство функции:
class User { }
User.staticMethod = function() {
alert(this === User);
};
Значением this
при вызове User.staticMethod()
является сам конструктор класса User
(правило «объект до точки»).
Обычно статические методы используются для реализации функций, которые будут принадлежать классу в целом, но не какому-либо его конкретному объекту.
Звучит не очень понятно? Сейчас все встанет на свои места.
Например, есть объекты статей Article
, и нужна функция для их сравнения.
Естественное решение – сделать для этого статический метод Article.compare
:
class Article {
constructor(title, date) {
this.title = title;
this.date = date;
}
static compare(articleA, articleB) {
return articleA.date - articleB.date;
}
}
// использование
let articles = [
new Article("HTML", new Date(2019, 1, 1)),
new Article("CSS", new Date(2019, 0, 1)),
new Article("JavaScript", new Date(2019, 11, 1))
];
articles.sort(Article.compare);
alert( articles[0].title ); // CSS
Здесь метод Article.compare
стоит «над» статьями, как средство для их сравнения. Это метод не отдельной статьи, а всего класса.
Другим примером может быть так называемый «фабричный» метод.
Скажем, нам нужно несколько способов создания статьи:
- Создание через заданные параметры (
title
,date
и т. д.). - Создание пустой статьи с сегодняшней датой.
- …или как-то ещё.
Первый способ может быть реализован через конструктор. А для второго можно использовать статический метод класса.
Такой как Article.createTodays()
в следующем примере:
class Article {
constructor(title, date) {
this.title = title;
this.date = date;
}
static createTodays() {
// помним, что this = Article
return new this("Сегодняшний дайджест", new Date());
}
}
let article = Article.createTodays();
alert( article.title ); // Сегодняшний дайджест
Теперь каждый раз, когда нам нужно создать сегодняшний дайджест, нужно вызывать Article.createTodays()
. Ещё раз, это не метод одной статьи, а метод всего класса.
Статические методы также используются в классах, относящихся к базам данных, для поиска/сохранения/удаления вхождений в базу данных, например:
// предположим, что Article - это специальный класс для управления статьями
// статический метод для удаления статьи по id:
Article.remove({id: 12345});
Статические методы могут вызываться для классов, но не для отдельных объектов.
Например. такой код не будет работать:
// ...
article.createTodays(); /// Error: article.createTodays is not a function
Статические свойства
Статические свойства также возможны, они выглядят как свойства класса, но с static
в начале:
class Article {
static publisher = "Илья Кантор";
}
alert( Article.publisher ); // Илья Кантор
Это то же самое, что и прямое присваивание Article
:
Article.publisher = "Илья Кантор";
Наследование статических свойств и методов
Статические свойства и методы наследуются.
Например, метод Animal.compare
в коде ниже наследуется и доступен как Rabbit.compare
:
class Animal {
constructor(name, speed) {
this.speed = speed;
this.name = name;
}
run(speed = 0) {
this.speed += speed;
alert(`${this.name} бежит со скоростью ${this.speed}.`);
}
static compare(animalA, animalB) {
return animalA.speed - animalB.speed;
}
}
// Наследует от Animal
class Rabbit extends Animal {
hide() {
alert(`${this.name} прячется!`);
}
}
let rabbits = [
new Rabbit("Белый кролик", 10),
new Rabbit("Чёрный кролик", 5)
];
rabbits.sort(Rabbit.compare);
rabbits[0].run(); // Чёрный кролик бежит со скоростью 5.
Мы можем вызвать Rabbit.compare
, при этом будет вызван унаследованный Animal.compare
.
Как это работает? Снова с использованием прототипов. Как вы уже могли предположить, extends
даёт Rabbit
ссылку [[Prototype]]
на Animal
.
Так что Rabbit extends Animal
создаёт две ссылки на прототип:
- Функция
Rabbit
прототипно наследует от функцииAnimal
. Rabbit.prototype
прототипно наследует отAnimal.prototype
.
В результате наследование работает как для обычных, так и для статических методов.
Давайте это проверим кодом:
class Animal {}
class Rabbit extends Animal {}
// для статики
alert(Rabbit.__proto__ === Animal); // true
// для обычных методов
alert(Rabbit.prototype.__proto__ === Animal.prototype); // true
Итого
Статические методы используются для функциональности, принадлежат классу «в целом», а не относятся к конкретному объекту класса.
Например, метод для сравнения двух статей Article.compare(article1, article2)
или фабричный метод Article.createTodays()
.
В объявлении класса они помечаются ключевым словом static
.
Статические свойства используются в тех случаях, когда мы хотели бы сохранить данные на уровне класса, а не какого-то одного объекта.
Синтаксис:
class MyClass {
static property = ...;
static method() {
...
}
}
Технически, статическое объявление – это то же самое, что и присвоение классу:
MyClass.property = ...
MyClass.method = ...
Статические свойства и методы наследуются.
Для class B extends A
прототип класса B
указывает на A
: B.[[Prototype]] = A
. Таким образом, если поле не найдено в B
, поиск продолжается в A
.