7 июня 2022 г.

Модули, введение

По мере роста нашего приложения, мы обычно хотим разделить его на много файлов, так называемых «модулей». Модуль обычно содержит класс или библиотеку с функциями.

Долгое время в JavaScript отсутствовал синтаксис модулей на уровне языка. Это не было проблемой, потому что первые скрипты были маленькими и простыми. В модулях не было необходимости.

Но со временем скрипты становились всё более и более сложными, поэтому сообщество придумало несколько вариантов организации кода в модули. Появились библиотеки для динамической подгрузки модулей.

Например:

  • AMD – одна из самых старых модульных систем, изначально реализована библиотекой require.js.
  • CommonJS – модульная система, созданная для сервера Node.js.
  • UMD – ещё одна модульная система, предлагается как универсальная, совместима с AMD и CommonJS.

Теперь все они постепенно становятся частью истории, хотя их и можно найти в старых скриптах.

Система модулей на уровне языка появилась в стандарте JavaScript в 2015 году и постепенно эволюционировала. На данный момент она поддерживается большинством браузеров и Node.js. Далее мы будем изучать именно её.

Что такое модуль?

Модуль – это просто файл. Один скрипт – это один модуль.

Модули могут загружать друг друга и использовать директивы export и import, чтобы обмениваться функциональностью, вызывать функции одного модуля из другого:

  • export отмечает переменные и функции, которые должны быть доступны вне текущего модуля.
  • import позволяет импортировать функциональность из других модулей.

Например, если у нас есть файл sayHi.js, который экспортирует функцию:

// 📁 sayHi.js
export function sayHi(user) {
  alert(`Hello, ${user}!`);
}

…Тогда другой файл может импортировать её и использовать:

// 📁 main.js
import {sayHi} from './sayHi.js';

alert(sayHi); // function...
sayHi('John'); // Hello, John!

Директива import загружает модуль по пути ./sayHi.js относительно текущего файла и записывает экспортированную функцию sayHi в соответствующую переменную.

Давайте запустим пример в браузере.

Так как модули поддерживают ряд специальных ключевых слов, и у них есть ряд особенностей, то необходимо явно сказать браузеру, что скрипт является модулем, при помощи атрибута <script type="module">.

Вот так:

Результат
say.js
index.html
export function sayHi(user) {
  return `Hello, ${user}!`;
}
<!doctype html>
<script type="module">
  import {sayHi} from './say.js';

  document.body.innerHTML = sayHi('John');
</script>

Браузер автоматически загрузит и запустит импортированный модуль (и те, которые он импортирует, если надо), а затем запустит скрипт.

Модули не работают локально. Только через HTTP(s)

Если вы попытаетесь открыть веб-страницу локально, через протокол file://, вы обнаружите, что директивы import/export не работают. Для тестирования модулей используйте локальный веб-сервер, например, static-server или используйте возможности «живого сервера» вашего редактора, например, расширение Live Server для VS Code.

Основные возможности модулей

Чем отличаются модули от «обычных» скриптов?

Есть основные возможности и особенности, работающие как в браузере, так и в серверном JavaScript.

Всегда «use strict»

В модулях всегда используется режим use strict. Например, присваивание к необъявленной переменной вызовет ошибку.

<script type="module">
  a = 5; // ошибка
</script>

Своя область видимости переменных

Каждый модуль имеет свою собственную область видимости. Другими словами, переменные и функции, объявленные в модуле, не видны в других скриптах.

В следующем примере импортированы 2 скрипта, и hello.js пытается использовать переменную user, объявленную в user.js. В итоге ошибка:

Результат
hello.js
user.js
index.html
alert(user); // в этом модуле нет такой переменной (каждый модуль имеет независимые переменные)
let user = "John";
<!doctype html>
<script type="module" src="user.js"></script>
<script type="module" src="hello.js"></script>

Модули должны экспортировать функциональность, предназначенную для использования извне. А другие модули могут её импортировать.

Так что нам надо импортировать user.js в hello.js и взять из него нужную функциональность, вместо того чтобы полагаться на глобальные переменные.

Правильный вариант:

Результат
hello.js
user.js
index.html
import {user} from './user.js';

document.body.innerHTML = user; // John
export let user = "John";
<!doctype html>
<script type="module" src="hello.js"></script>

В браузере также существует независимая область видимости для каждого скрипта <script type="module">:

<script type="module">
  // Переменная доступна только в этом модуле
  let user = "John";
</script>

<script type="module">
  alert(user); // Error: user is not defined
</script>

Если нам нужно сделать глобальную переменную уровня всей страницы, можно явно присвоить её объекту window, тогда получить значение переменной можно обратившись к window.user. Но это должно быть исключением, требующим веской причины.

Код в модуле выполняется только один раз при импорте

Если один и тот же модуль используется в нескольких местах, то его код выполнится только один раз, после чего экспортируемая функциональность передаётся всем импортёрам.

Это очень важно для понимания работы модулей. Давайте посмотрим примеры.

Во-первых, если при запуске модуля возникают побочные эффекты, например выдаётся сообщение, то импорт модуля в нескольких местах покажет его только один раз – при первом импорте:

// 📁 alert.js
alert("Модуль выполнен!");
// Импорт одного и того же модуля в разных файлах

// 📁 1.js
import `./alert.js`; // Модуль выполнен!

// 📁 2.js
import `./alert.js`; // (ничего не покажет)

На практике, задача кода модуля – это обычно инициализация, создание внутренних структур данных, а если мы хотим, чтобы что-то можно было использовать много раз, то экспортируем это.

Теперь более продвинутый пример.

Давайте представим, что модуль экспортирует объект:

// 📁 admin.js
export let admin = {
  name: "John"
};

Если модуль импортируется в нескольких файлах, то код модуля будет выполнен только один раз, объект admin будет создан и в дальнейшем будет передан всем импортёрам.

Все импортёры получат один-единственный объект admin:

// 📁 1.js
import {admin} from './admin.js';
admin.name = "Pete";

// 📁 2.js
import {admin} from './admin.js';
alert(admin.name); // Pete

// Оба файла, 1.js и 2.js, импортируют один и тот же объект
// Изменения, сделанные в 1.js, будут видны в 2.js

Ещё раз заметим – модуль выполняется только один раз. Генерируется экспорт и после передаётся всем импортёрам, поэтому, если что-то изменится в объекте admin, то другие модули тоже увидят эти изменения.

Такое поведение позволяет конфигурировать модули при первом импорте. Мы можем установить его свойства один раз, и в дальнейших импортах он будет уже настроенным.

Например, модуль admin.js предоставляет определённую функциональность, но ожидает передачи учётных данных в объект admin извне:

// 📁 admin.js
export let admin = { };

export function sayHi() {
  alert(`Ready to serve, ${admin.name}!`);
}

В init.js, первом скрипте нашего приложения, мы установим admin.name. Тогда все это увидят, включая вызовы, сделанные из самого admin.js:

// 📁 init.js
import {admin} from './admin.js';
admin.name = "Pete";

Другой модуль тоже увидит admin.name:

// 📁 other.js
import {admin, sayHi} from './admin.js';

alert(admin.name); // Pete

sayHi(); // Ready to serve, Pete!

import.meta

Объект import.meta содержит информацию о текущем модуле.

Содержимое зависит от окружения. В браузере он содержит ссылку на скрипт или ссылку на текущую веб-страницу, если модуль встроен в HTML:

<script type="module">
  alert(import.meta.url); // ссылка на html страницу для встроенного скрипта
</script>

В модуле «this» не определён

Это незначительная особенность, но для полноты картины нам нужно упомянуть об этом.

В модуле на верхнем уровне this не определён (undefined).

Сравним с не-модульными скриптами, там this – глобальный объект:

<script>
  alert(this); // window
</script>

<script type="module">
  alert(this); // undefined
</script>

Особенности в браузерах

Есть и несколько других, именно браузерных особенностей скриптов с type="module" по сравнению с обычными скриптами.

Если вы читаете материал в первый раз или, если не собираетесь использовать модули в браузерах, то сейчас можете пропустить эту секцию.

Модули являются отложенными (deferred)

Модули всегда выполняются в отложенном (deferred) режиме, точно так же, как скрипты с атрибутом defer (описан в главе Скрипты: async, defer). Это верно и для внешних и встроенных скриптов-модулей.

Другими словами:

  • загрузка внешних модулей, таких как <script type="module" src="...">, не блокирует обработку HTML.
  • модули, даже если загрузились быстро, ожидают полной загрузки HTML документа, и только затем выполняются.
  • сохраняется относительный порядок скриптов: скрипты, которые идут раньше в документе, выполняются раньше.

Как побочный эффект, модули всегда видят полностью загруженную HTML-страницу, включая элементы под ними.

Например:

<script type="module">
  alert(typeof button); // object: скрипт может 'видеть' кнопку под ним
  // так как модули являются отложенными, то скрипт начнёт выполнятся только после полной загрузки страницы
</script>

Сравните с обычным скриптом ниже:

<script>
  alert(typeof button); // Ошибка: кнопка не определена, скрипт не видит элементы под ним
  // обычные скрипты запускаются сразу, не дожидаясь полной загрузки страницы
</script>

<button id="button">Кнопка</button>

Пожалуйста, обратите внимание: второй скрипт выполнится раньше, чем первый! Поэтому мы увидим сначала undefined, а потом object.

Это потому, что модули начинают выполняться после полной загрузки страницы. Обычные скрипты запускаются сразу же, поэтому сообщение из обычного скрипта мы видим первым.

При использовании модулей нам стоит иметь в виду, что HTML-страница будет показана браузером до того, как выполнятся модули и JavaScript-приложение будет готово к работе. Некоторые функции могут ещё не работать. Нам следует разместить «индикатор загрузки» или что-то ещё, чтобы не смутить этим посетителя.

Атрибут async работает во встроенных скриптах

Для не-модульных скриптов атрибут async работает только на внешних скриптах. Скрипты с ним запускаются сразу по готовности, они не ждут другие скрипты или HTML-документ.

Для модулей атрибут async работает на любых скриптах.

Например, в скрипте ниже есть async, поэтому он выполнится сразу после загрузки, не ожидая других скриптов.

Скрипт выполнит импорт (загрузит ./analytics.js) и сразу запустится, когда будет готов, даже если HTML документ ещё не будет загружен, или если другие скрипты ещё загружаются.

Это очень полезно, когда модуль ни с чем не связан, например для счётчиков, рекламы, обработчиков событий.

<!-- загружаются зависимости (analytics.js) и скрипт запускается -->
<!-- модуль не ожидает загрузки документа или других тэгов <script> -->
<script async type="module">
  import {counter} from './analytics.js';

  counter.count();
</script>

Внешние скрипты

Внешние скрипты с атрибутом type="module" имеют два отличия:

  1. Внешние скрипты с одинаковым атрибутом src запускаются только один раз:

    <!-- скрипт my.js загрузится и будет выполнен только один раз -->
    <script type="module" src="my.js"></script>
    <script type="module" src="my.js"></script>
  2. Внешний скрипт, который загружается с другого домена, требует указания заголовков CORS. Другими словами, если модульный скрипт загружается с другого домена, то удалённый сервер должен установить заголовок Access-Control-Allow-Origin означающий, что загрузка скрипта разрешена.

    <!-- another-site.com должен указать заголовок Access-Control-Allow-Origin -->
    <!-- иначе, скрипт не выполнится -->
    <script type="module" src="http://another-site.com/their.js"></script>

    Это обеспечивает лучшую безопасность по умолчанию.

Не допускаются «голые» модули

В браузере import должен содержать относительный или абсолютный путь к модулю. Модули без пути называются «голыми» (bare). Они не разрешены в import.

Например, этот import неправильный:

import {sayHi} from 'sayHi'; // Ошибка, "голый" модуль
// путь должен быть, например './sayHi.js' или абсолютный

Другие окружения, например Node.js, допускают использование «голых» модулей, без путей, так как в них есть свои правила, как работать с такими модулями и где их искать. Но браузеры пока не поддерживают «голые» модули.

Совместимость, «nomodule»

Старые браузеры не понимают атрибут type="module". Скрипты с неизвестным атрибутом type просто игнорируются. Мы можем сделать для них «резервный» скрипт при помощи атрибута nomodule:

<script type="module">
  alert("Работает в современных браузерах");
</script>

<script nomodule>
  alert("Современные браузеры понимают оба атрибута - и type=module, и nomodule, поэтому пропускают этот тег script")
  alert("Старые браузеры игнорируют скрипты с неизвестным атрибутом type=module, но выполняют этот.");
</script>

Инструменты сборки

В реальной жизни модули в браузерах редко используются в «сыром» виде. Обычно, мы объединяем модули вместе, используя специальный инструмент, например Webpack и после выкладываем код на рабочий сервер.

Одно из преимуществ использования сборщика – он предоставляет больший контроль над тем, как модули ищутся, позволяет использовать «голые» модули и многое другое «своё», например CSS/HTML-модули.

Сборщик делает следующее:

  1. Берёт «основной» модуль, который мы собираемся поместить в <script type="module"> в HTML.
  2. Анализирует зависимости (импорты, импорты импортов и так далее)
  3. Собирает один файл со всеми модулями (или несколько файлов, это можно настроить), перезаписывает встроенный import функцией импорта от сборщика, чтобы всё работало. «Специальные» типы модулей, такие как HTML/CSS тоже поддерживаются.
  4. В процессе могут происходить и другие трансформации и оптимизации кода:
    • Недостижимый код удаляется.
    • Неиспользуемые экспорты удаляются («tree-shaking»).
    • Специфические операторы для разработки, такие как console и debugger, удаляются.
    • Современный синтаксис JavaScript также может быть трансформирован в предыдущий стандарт, с похожей функциональностью, например, с помощью Babel.
    • Полученный файл можно минимизировать (удалить пробелы, заменить названия переменных на более короткие и т.д.).

Если мы используем инструменты сборки, то они объединяют модули вместе в один или несколько файлов, и заменяют import/export на свои вызовы. Поэтому итоговую сборку можно подключать и без атрибута type="module", как обычный скрипт:

<!-- Предположим, что мы собрали bundle.js, используя например утилиту Webpack -->
<script src="bundle.js"></script>

Хотя и «как есть» модули тоже можно использовать, а сборщик настроить позже при необходимости.

Итого

Подводя итог, основные понятия:

  1. Модуль – это файл. Чтобы работал import/export, нужно для браузеров указывать атрибут <script type="module">. У модулей есть ряд особенностей:
    • Отложенное (deferred) выполнение по умолчанию.
    • Атрибут async работает во встроенных скриптах.
    • Для загрузки внешних модулей с другого источника, он должен ставить заголовки CORS.
    • Дублирующиеся внешние скрипты игнорируются.
  2. У модулей есть своя область видимости, обмениваться функциональностью можно через import/export.
  3. В модулях всегда включена директива use strict.
  4. Код в модулях выполняется только один раз. Экспортируемая функциональность создаётся один раз и передаётся всем импортёрам.

Когда мы используем модули, каждый модуль реализует свою функциональность и экспортирует её. Затем мы используем import, чтобы напрямую импортировать её туда, куда необходимо. Браузер загружает и анализирует скрипты автоматически.

В реальной жизни часто используется сборщик Webpack, чтобы объединить модули: для производительности и других «плюшек».

В следующей главе мы увидим больше примеров и вариантов импорта/экспорта.

Карта учебника

Комментарии вернулись :)

перед тем как писать…
  • Если вам кажется, что в статье что-то не так - вместо комментария напишите на GitHub.
  • Для одной строки кода используйте тег <code>, для нескольких строк кода — тег <pre>, если больше 10 строк — ссылку на песочницу (plnkr, JSBin, codepen…)
  • Если что-то непонятно в статье — пишите, что именно и с какого места.