В JavaScript можно наследовать только от одного объекта. Объект имеет единственный [[Prototype]]. И класс может расширить только один другой класс.

Иногда это может ограничивать нас. Например, у нас есть класс StreetSweeper и класс Bicycle, а мы хотим создать их смесь: StreetSweepingBicycle.

Или у нас есть класс User, который реализует пользователей, и класс EventEmitter, реализующий события. Мы хотели бы добавить функционал класса EventEmitter к User, чтобы пользователи могли легко генерировать события.

Для таких случаев существуют «примеси».

По определению из Википедии, примесь – это класс, методы которого предназначены для использования в других классах, причём без наследования от примеси.

Другими словами, примесь определяет методы, которые реализуют определённое поведение. Мы не используем примесь саму по себе, а используем её, чтобы добавить функционал другим классам.

Пример примеси

Простейший способ реализовать примесь в JavaScript – это создать объект с полезными методами, которые затем могут быть легко добавлены в прототип любого класса.

В примере ниже примесь sayHiMixin имеет методы, которые придают объектам класса User возможность вести разговор:

// примесь
let sayHiMixin = {
  sayHi() {
    alert(`Привет, ${this.name}`);
  },
  sayBye() {
    alert(`Пока, ${this.name}`);
  }
};

// использование:
class User {
  constructor(name) {
    this.name = name;
  }
}

// копируем методы
Object.assign(User.prototype, sayHiMixin);

// теперь User может сказать Привет
new User("Вася").sayHi(); // Привет, Вася!

Это не наследование, а просто копирование методов. Таким образом, класс User может наследовать от другого класса, но при этом также включать в себя примеси, «подмешивающие» другие методы, например:

class User extends Person {
// ...
}

Object.assign(User.prototype, sayHiMixin);

Примеси могут наследовать друг другу.

В примере ниже sayHiMixin наследует от sayMixin:

let sayMixin = {
  say(phrase) {
    alert(phrase);
  }
};

let sayHiMixin = {
  __proto__: sayMixin, // (или мы можем использовать Object.create для задания прототипа)

  sayHi() {
    // вызываем метод родителя
    super.say(`Привет, ${this.name}`); // (*)
  },
  sayBye() {
    super.say(`Пока, ${this.name}`); // (*)
  }
};

class User {
  constructor(name) {
    this.name = name;
  }
}

// копируем методы
Object.assign(User.prototype, sayHiMixin);

// теперь User может сказать Привет
new User("Вася").sayHi(); // Привет, Вася!

Обратим внимание, что при вызове родительского метода super.say() из sayHiMixin (строки, помеченные (*)) этот метод ищется в прототипе самой примеси, а не класса.

Вот диаграмма (см правую часть):

Это связано с тем, что методы sayHi и sayBye были изначально созданы в объекте sayHiMixin. Несмотря на то, что они скопированы, их внутреннее свойство [[HomeObject]] ссылается на sayHiMixin, как показано на картинке выше.

Так как super ищет родительские методы в [[HomeObject]].[[Prototype]], это означает sayHiMixin.[[Prototype]], а не User.[[Prototype]].

EventMixin

Многие объекты в браузерной разработке (и не только) обладают важной способностью – они могут генерировать события. События – отличный способ передачи информации всем, кто в ней заинтересован. Давайте создадим примесь, которая позволит легко добавлять функционал по работе с событиями любым классам/объектам.

  • Примесь добавит метод .trigger(name, [data]) для генерации события. Аргумент name – это имя события, за которым могут следовать другие аргументы с данными для события.
  • Также будет добавлен метод .on(name, handler), который назначает обработчик для события с заданным именем. Обработчик будет вызван, когда произойдёт событие с указанным именем name, и получит данные из .trigger.
  • …и метод .off(name, handler), который удаляет обработчик указанного события.

После того, как все методы примеси будут добавлены, объект user сможет сгенерировать событие "login" после входа пользователя в личный кабинет. А другой объект, к примеру, calendar сможет использовать это событие, чтобы показывать зашедшему пользователю актуальный для него календарь.

Или menu может генерировать событие "select", когда элемент меню выбран, а другие объекты могут назначать обработчики, чтобы реагировать на это событие, и т.п.

Вот код примеси:

let eventMixin = {
  /**
   * Подписаться на событие, использование:
   * menu.on('select', function(item) { ... }
   */
  on(eventName, handler) {
    if (!this._eventHandlers) this._eventHandlers = {};
    if (!this._eventHandlers[eventName]) {
      this._eventHandlers[eventName] = [];
    }
    this._eventHandlers[eventName].push(handler);
  },

  /**
   * Отменить подписку, использование:
   * menu.off('select', handler)
   */
  off(eventName, handler) {
    let handlers = this._eventHandlers && this._eventHandlers[eventName];
    if (!handlers) return;
    for (let i = 0; i < handlers.length; i++) {
      if (handlers[i] === handler) {
        handlers.splice(i--, 1);
      }
    }
  },

  /**
   * Сгенерировать событие с указанным именем и данными
   * this.trigger('select', data1, data2);
   */
  trigger(eventName, ...args) {
    if (!this._eventHandlers || !this._eventHandlers[eventName]) {
      return; // обработчиков для этого события нет
    }

    // вызовем обработчики
    this._eventHandlers[eventName].forEach(handler => handler.apply(this, args));
  }
};

Итак, у нас есть 3 метода:

  1. .on(eventName, handler) – назначает функцию handler, чтобы обработать событие с заданным именем. Обработчики хранятся в свойстве _eventHandlers, представляющим собой объект, в котором имя события является ключом, а массив обработчиков – значением.

  2. .off(eventName, handler) – убирает функцию из списка обработчиков.

  3. .trigger(eventName, ...args) – генерирует событие: все назначенные обработчики из _eventHandlers[eventName] вызываются, и ...args передаются им в качестве аргументов.

Использование:

// Создадим класс
class Menu {
  choose(value) {
    this.trigger("select", value);
  }
}
// Добавим примесь с методами для событий
Object.assign(Menu.prototype, eventMixin);

let menu = new Menu();

// Добавить обработчик, который будет вызван при событии "select":
menu.on("select", value => alert(`Выбранное значение: ${value}`));

// Генерирует событие => обработчик выше запускается и выводит:
menu.choose("123"); // Выбранное значение: 123

Теперь если у нас есть код, заинтересованный в событии "select", то он может слушать его с помощью menu.on(...).

А eventMixin позволяет легко добавить такое поведение в любой класс без вмешательства в цепочку наследования.

Итого

Примесь – общий термин в объектно-ориентированном программировании: класс, который содержит в себе методы для других классов.

Некоторые другие языки допускают множественное наследование. JavaScript не поддерживает множественное наследование, но с помощью примесей мы можем реализовать нечто похожее, скопировав методы в прототип.

Мы можем использовать примеси для расширения функционала классов, например, для обработки событий, как мы сделали это выше.

С примесями могут возникнуть конфликты, если они перезаписывают существующие методы класса. Стоит помнить об этом и быть внимательнее при выборе имён для методов примеси, чтобы их избежать.

Карта учебника

Комментарии

перед тем как писать…
  • Если вам кажется, что в статье что-то не так - вместо комментария напишите на GitHub.
  • Для одной строки кода используйте тег <code>, для нескольких строк кода — тег <pre>, если больше 10 строк — ссылку на песочницу (plnkr, JSBin, codepen…)
  • Если что-то непонятно в статье — пишите, что именно и с какого места.