Перебираемые объекты

Перебираемые (или итерируемые) объекты – это концепция, которая позволяет использовать любой объект в цикле for..of.

Конечно же, сами массивы являются перебираемыми объектами. Но есть и много других встроенных перебираемых объектов, например, строки.

Если объект не является массивом, но представляет собой коллекцию каких-то элементов, то удобно использовать цикл for..of для их перебора, так что давайте посмотрим, как это сделать.

Symbol.iterator

Мы легко поймём принцип устройства перебираемых объектов, создав один из них.

Например, у нас есть объект. Это не массив, но он выглядит подходящим для for..of.

Например, объект range, который представляет собой диапазон чисел:

let range = {
  from: 1,
  to: 5
};

// Мы хотим, чтобы работал for..of:
// for(let num of range) ... num=1,2,3,4,5

Чтобы сделать range итерируемым (и позволить for..of работать с ним), нам нужно добавить в объект метод с именем Symbol.iterator (специальный встроенный Symbol, созданный как раз для этого).

  1. Когда цикл for..of запускается, он вызывает этот метод один раз (или выдаёт ошибку, если метод не найден). Этот метод должен вернуть итератор – объект с методом next.
  2. Дальше for..of работает только с этим возвращённым объектом.
  3. Когда for..of хочет получить следующее значение, он вызывает метод next() этого объекта.
  4. Результат вызова next() должен иметь вид {done: Boolean, value: any}, где done=true означает, что итерация закончена, в противном случае value содержит очередное значение.

Вот полная реализация range с пояснениями:

let range = {
  from: 1,
  to: 5
};

// 1. вызов for..of сначала вызывает эту функцию
range[Symbol.iterator] = function() {

  // ...она возвращает объект итератора:
  // 2. Далее, for..of работает только с этим итератором, запрашивая у него новые значения
  return {
    current: this.from,
    last: this.to,

    // 3. next() вызывается на каждой итерации цикла for..of
    next() {
      // 4. он должен вернуть значение в виде объекта {done:.., value :...}
      if (this.current <= this.last) {
        return { done: false, value: this.current++ };
      } else {
        return { done: true };
      }
    }
  };
};

// теперь работает!
for (let num of range) {
  alert(num); // 1, затем 2, 3, 4, 5
}

Обратите внимание на ключевую особенность итераторов: разделение ответственности.

  • У самого range нет метода next().
  • Вместо этого другой объект, так называемый «итератор», создаётся вызовом range[Symbol.iterator](), и именно его next() генерирует значения.

Таким образом, итератор отделён от самого итерируемого объекта.

Технически мы можем объединить их и использовать сам range как итератор, чтобы упростить код.

Например, вот так:

let range = {
  from: 1,
  to: 5,

  [Symbol.iterator]() {
    this.current = this.from;
    return this;
  },

  next() {
    if (this.current <= this.to) {
      return { done: false, value: this.current++ };
    } else {
      return { done: true };
    }
  }
};

for (let num of range) {
  alert(num); // 1, затем 2, 3, 4, 5
}

Теперь range[Symbol.iterator]() возвращает сам объект range: у него есть необходимый метод next(), и он запоминает текущее состояние итерации в this.current. Короче? Да. И иногда такой способ тоже хорош.

Недостаток такого подхода в том, что теперь мы не можем использовать этот объект в двух параллельных циклах for..of: у них будет общее текущее состояние итерации, потому что теперь существует лишь один итератор – сам объект. Но необходимость в двух циклах for..of, выполняемых одновременно, возникает редко, даже при наличии асинхронных операций.

Бесконечные итераторы

Можно сделать бесконечный итератор. Например, range будет бесконечным при range.to = Infinity. Или мы можем создать итерируемый объект, который генерирует бесконечную последовательность псевдослучайных чисел. Это бывает полезно.

Метод next не имеет ограничений, он может возвращать всё новые и новые значения, это нормально.

Конечно же, цикл for..of с таким итерируемым объектом будет бесконечным. Но мы всегда можем прервать его, используя break.

Строка – перебираемый объект

Среди встроенных перебираемых объектов наиболее широко используются массивы и строки.

Для строки for..of перебирает символы:

for (let char of "test") {
  // срабатывает 4 раза: по одному для каждого символа
  alert( char ); // t, затем e, затем s, затем t
}

И он работает корректно даже с суррогатными парами!

let str = '𝒳😂';
for (let char of str) {
    alert( char ); // 𝒳, а затем 😂
}

Явный вызов итератора

Чтобы понять устройство итераторов чуть глубже, давайте посмотрим, как их использовать явно.

Мы будем перебирать строку точно так же, как цикл for..of, но вручную, прямыми вызовами. Нижеприведённый код получает строковый итератор и берёт из него значения:

let str = "Hello";

// делает то же самое, что и
// for (let char of str) alert(char);

let iterator = str[Symbol.iterator]();

while (true) {
  let result = iterator.next();
  if (result.done) break;
  alert(result.value); // выводит символы один за другим
}

Такое редко бывает необходимо, но это даёт нам больше контроля над процессом, чем for..of. Например, мы можем разбить процесс итерации на части: перебрать немного элементов, затем остановиться, сделать что-то ещё и потом продолжить.

Итерируемые объекты и псевдомассивы

Есть два официальных термина, которые очень похожи, но в то же время сильно различаются. Поэтому убедитесь, что вы как следует поняли их, чтобы избежать путаницы.

  • Итерируемые объекты – это объекты, которые реализуют метод Symbol.iterator, как было описано выше.
  • Псевдомассивы – это объекты, у которых есть индексы и свойство length, то есть, они выглядят как массивы.

При использовании JavaScript в браузере или других окружениях мы можем встретить объекты, которые являются итерируемыми или псевдомассивами, или и тем, и другим.

Например, строки итерируемы (для них работает for..of) и являются псевдомассивами (они индексированы и есть length).

Но итерируемый объект может не быть псевдомассивом. И наоборот: псевдомассив может не быть итерируемым.

Например, объект range из примера выше – итерируемый, но не является псевдомассивом, потому что у него нет индексированных свойств и length.

А вот объект, который является псевдомассивом, но его нельзя итерировать:

let arrayLike = { // есть индексы и свойство length => псевдомассив
  0: "Hello",
  1: "World",
  length: 2
};

// Ошибка (отсутствует Symbol.iterator)
for (let item of arrayLike) {}

Что у них общего? И итерируемые объекты, и псевдомассивы – это обычно не массивы, у них нет методов push, pop и т.д. Довольно неудобно, если у нас есть такой объект и мы хотим работать с ним как с массивом. Например, мы хотели бы работать с range, используя методы массивов. Как этого достичь?

Array.from

Есть универсальный метод Array.from, который принимает итерируемый объект или псевдомассив и делает из него «настоящий» Array. После этого мы уже можем использовать методы массивов.

Например:

let arrayLike = {
  0: "Hello",
  1: "World",
  length: 2
};

let arr = Array.from(arrayLike); // (*)
alert(arr.pop()); // World (метод работает)

Array.from в строке (*) принимает объект, проверяет, является ли он итерируемым объектом или псевдомассивом, затем создаёт новый массив и копирует туда все элементы.

То же самое происходит с итерируемым объектом:

// range взят из примера выше
let arr = Array.from(range);
alert(arr); // 1,2,3,4,5 (преобразование массива через toString работает)

Полный синтаксис Array.from позволяет указать необязательную «трансформирующую» функцию:

Array.from(obj[, mapFn, thisArg])

Необязательный второй аргумент может быть функцией, которая будет применена к каждому элементу перед добавлением в массив, а thisArg позволяет установить this для этой функции.

Например:

// range взят из примера выше

// возводим каждое число в квадрат
let arr = Array.from(range, num => num * num);

alert(arr); // 1,4,9,16,25

Здесь мы используем Array.from, чтобы превратить строку в массив её элементов:

let str = '𝒳😂';

// разбивает строку на массив её элементов
let chars = Array.from(str);

alert(chars[0]); // 𝒳
alert(chars[1]); // 😂
alert(chars.length); // 2

В отличие от str.split, этот метод в работе опирается на итерируемость строки, и поэтому, как и for..of, он корректно работает с суррогатными парами.

Технически это то же самое, что и:

let str = '𝒳😂';

let chars = []; // Array.from внутри себя выполняет тот же цикл
for (let char of str) {
  chars.push(char);
}

alert(chars);

…Но гораздо короче.

Мы можем даже создать slice, который поддерживает суррогатные пары:

function slice(str, start, end) {
  return Array.from(str).slice(start, end).join('');
}

let str = '𝒳😂𩷶';

alert( slice(str, 1, 3) ); // 😂𩷶

// а вот встроенный метод не поддерживает суррогатные пары
alert( str.slice(1, 3) ); // мусор (две части различных суррогатных пар)

Итого

Объекты, которые можно использовать в цикле for..of, называются итерируемыми.

  • Технически итерируемые объекты должны иметь метод Symbol.iterator.
    • Результат вызова obj[Symbol.iterator] называется итератором. Он управляет процессом итерации.
    • Итератор должен иметь метод next(), который возвращает объект {done: Boolean, value: any}, где done:true сигнализирует об окончании итерации, в противном случае value – следующее значение.
  • Метод Symbol.iterator автоматически вызывается циклом for..of, но можно вызвать его и напрямую.
  • Встроенные итерируемые объекты, такие как строки или массивы, также реализуют метод Symbol.iterator.
  • Строковой итератор знает про суррогатные пары.

Объекты, имеющие индексированные свойства и length, называются псевдомассивами. Они также могут иметь другие свойства и методы, но у них нет встроенных методов массивов.

Если мы заглянем в спецификацию, мы увидим, что большинство встроенных методов рассчитывают на то, что они будут работать с итерируемыми объектами или псевдомассивами вместо «настоящих» массивов, потому что эти объекты более абстрактны.

Array.from(obj[, mapFn, thisArg]) создаёт настоящий Array из итерируемого объекта или псевдомассива obj, и затем мы можем применять к нему методы массивов. Необязательные аргументы mapFn и thisArg позволяют применять функцию с задаваемым контекстом к каждому элементу.

Карта учебника

Комментарии

перед тем как писать…
  • Если вам кажется, что в статье что-то не так - вместо комментария напишите на GitHub.
  • Для одной строки кода используйте тег <code>, для нескольких строк кода — тег <pre>, если больше 10 строк — ссылку на песочницу (plnkr, JSBin, codepen…)
  • Если что-то непонятно в статье — пишите, что именно и с какого места.