Генерация пользовательских событий

Можно не только назначать обработчики, но и генерировать события из JavaScript-кода.

Пользовательские события могут быть использованы при создании графических компонентов. Например, корневой элемент нашего меню, реализованного при помощи JavaScript, может генерировать события, относящиеся к этому меню: open (меню раскрыто), select (выбран пункт меню) и т.п. А другой код может слушать эти события и узнавать, что происходит с меню.

Можно генерировать не только совершенно новые, придуманные нами события, но и встроенные, такие как click, mousedown и другие. Это бывает полезно для автоматического тестирования.

Конструктор Event

Встроенные классы для событий формируют иерархию аналогично классам для DOM-элементов. Её корнем является встроенный класс Event.

Событие встроенного класса Event можно создать так:

let event = new Event(type[, options]);

Где:

  • type – тип события, строка, например "click" или же любой придуманный нами – "my-event".
  • options – объект с двумя необязательными свойствами:
    • bubbles: true/false – если true, тогда событие всплывает.
    • cancelable: true/false – если true, тогда можно отменить действие по умолчанию. Позже мы разберём, что это значит для пользовательских событий.

По умолчанию оба свойства установлены в false: {bubbles: false, cancelable: false}.

Метод dispatchEvent

После того, как объект события создан, мы должны запустить его на элементе, вызвав метод elem.dispatchEvent(event).

Затем обработчики отреагируют на него, как будто это обычное браузерное событие. Если при создании указан флаг bubbles, то оно будет всплывать.

В примере ниже событие click инициируется JavaScript-кодом так, как будто кликнули по кнопке:

<button id="elem" onclick="alert('Клик!');">Автоклик</button>

<script>
  let event = new Event("click");
  elem.dispatchEvent(event);
</script>
event.isTrusted

Можно легко отличить «настоящее» событие от сгенерированного кодом.

Свойство event.isTrusted принимает значение true для событий, порождаемых реальными действиями пользователя, и false для генерируемых кодом.

Пример всплытия

Мы можем создать всплывающее событие с именем "hello" и поймать его на document.

Всё, что нужно сделать – это установить флаг bubbles в true:

<h1 id="elem">Привет из кода!</h1>

<script>
  // ловим на document...
  document.addEventListener("hello", function(event) { // (1)
    alert("Привет от " + event.target.tagName); // Привет от H1
  });

  // ...запуск события на элементе!
  let event = new Event("hello", {bubbles: true}); // (2)
  elem.dispatchEvent(event);

  // обработчик на document сработает и выведет сообщение.

</script>

Обратите внимание::

  1. Мы должны использовать addEventListener для наших собственных событий, т.к. on<event>-свойства существуют только для встроенных событий, то есть document.onhello не сработает.
  2. Мы обязаны передать флаг bubbles:true, иначе наше событие не будет всплывать.

Механизм всплытия идентичен как для встроенного события (click), так и для пользовательского события (hello). Также одинакова работа фаз всплытия и погружения.

MouseEvent, KeyboardEvent и другие

Для некоторых конкретных типов событий есть свои специфические конструкторы. Вот небольшой список конструкторов для различных событий пользовательского интерфейса, которые можно найти в спецификации UI Event:

  • UIEvent
  • FocusEvent
  • MouseEvent
  • WheelEvent
  • KeyboardEvent

Стоит использовать их вместо new Event, если мы хотим создавать такие события. К примеру, new MouseEvent("click").

Специфический конструктор позволяет указать стандартные свойства для данного типа события.

Например, clientX/clientY для события мыши:

let event = new MouseEvent("click", {
  bubbles: true,
  cancelable: true,
  clientX: 100,
  clientY: 100
});

alert(event.clientX); // 100

Обратите внимание: этого нельзя было бы сделать с обычным конструктором Event.

Давайте проверим:

let event = new Event("click", {
  bubbles: true, // только свойства bubbles и cancelable
  cancelable: true, // работают в конструкторе Event
  clientX: 100,
  clientY: 100
});

alert(event.clientX); // undefined, неизвестное свойство проигнорировано!

Впрочем, использование конкретного конструктора не является обязательным, можно обойтись Event, а свойства записать в объект отдельно, после создания, вот так: event.clientX=100. Здесь это скорее вопрос удобства и желания следовать правилам. События, которые генерирует браузер, всегда имеют правильный тип.

Полный список свойств по типам событий вы найдёте в спецификации, например, MouseEvent.

Пользовательские события

Для генерации событий совершенно новых типов, таких как "hello", следует использовать конструктор new CustomEvent. Технически CustomEvent абсолютно идентичен Event за исключением одной небольшой детали.

У второго аргумента-объекта есть дополнительное свойство detail, в котором можно указывать информацию для передачи в событие.

Например:

<h1 id="elem">Привет для Васи!</h1>

<script>
  // дополнительная информация приходит в обработчик вместе с событием
  elem.addEventListener("hello", function(event) {
    alert(event.detail.name);
  });

  elem.dispatchEvent(new CustomEvent("hello", {
    detail: { name: "Вася" }
  }));
</script>

Свойство detail может содержать любые данные. Надо сказать, что никто не мешает и в обычное new Event записать любые свойства. Но CustomEvent предоставляет специальное поле detail во избежание конфликтов с другими свойствами события.

Кроме того, класс события описывает, что это за событие, и если оно не браузерное, а пользовательское, то лучше использовать CustomEvent, чтобы явно об этом сказать.

event.preventDefault()

Для многих браузерных событий есть «действия по умолчанию», такие как переход по ссылке, выделение и т.п.

Для новых, пользовательских событий браузерных действий, конечно, нет, но код, который генерирует такое событие, может предусматривать какие-то свои действия после события.

Вызов event.preventDefault() является возможностью для обработчика события сообщить в сгенерировавший событие код, что эти действия надо отменить.

Тогда вызов elem.dispatchEvent(event) возвратит false. И код, сгенерировавший событие, узнает, что продолжать не нужно.

Посмотрим практический пример – прячущегося кролика (могло бы быть скрывающееся меню или что-то ещё).

Ниже вы можете видеть кролика #rabbit и функцию hide(), которая при вызове генерирует на нём событие "hide", уведомляя всех интересующихся, что кролик собирается спрятаться.

Любой обработчик может узнать об этом, подписавшись на событие hide через rabbit.addEventListener('hide',...) и, при желании, отменить действие по умолчанию через event.preventDefault(). Тогда кролик не исчезнет:

<pre id="rabbit">
  |\   /|
   \|_|/
   /. .\
  =\_Y_/=
   {>o<}
</pre>
<button onclick="hide()">Hide()</button>

<script>
  // hide() будет вызван автоматически через 2 секунды
  function hide() {
    let event = new CustomEvent("hide", {
      cancelable: true // без этого флага preventDefault не сработает
    });
    if (!rabbit.dispatchEvent(event)) {
      alert('Действие отменено обработчиком');
    } else {
      rabbit.hidden = true;
    }
  }

  rabbit.addEventListener('hide', function(event) {
    if (confirm("Вызвать preventDefault?")) {
      event.preventDefault();
    }
  });
</script>

Обратите внимание: событие должно содержать флаг cancelable: true. Иначе, вызов event.preventDefault() будет проигнорирован.

Вложенные события обрабатываются синхронно

Обычно события обрабатываются асинхронно. То есть, если браузер обрабатывает onclick и в процессе этого произойдёт новое событие, то оно ждёт, пока закончится обработка onclick.

Исключением является ситуация, когда событие инициировано из обработчика другого события.

Тогда управление сначала переходит в обработчик вложенного события и уже после этого возвращается назад.

В примере ниже событие menu-open обрабатывается синхронно во время обработки onclick:

<button id="menu">Меню (нажми меня)</button>

<script>
  menu.onclick = function() {
    alert(1);

    // alert("вложенное событие")
    menu.dispatchEvent(new CustomEvent("menu-open", {
      bubbles: true
    }));

    alert(2);
  };

  document.addEventListener('menu-open', () => alert('вложенное событие'))
</script>

Порядок вывода: 1 → вложенное событие → 2.

Обратите внимание, что вложенное событие menu-open успевает всплыть и запустить обработчик на document. Обработка вложенного события полностью завершается до того, как управление возвращается во внешний код (onclick).

Это справедливо не только для dispatchEvent, но и для других ситуаций. JavaScript в обработчике события может вызвать другие методы, которые приведут к другим событиям – они тоже обрабатываются синхронно.

Если нам это не подходит, то мы можем либо поместить dispatchEvent (или любой другой код, инициирующий события) в конец обработчика onclick, либо, если это неудобно, можно обернуть генерацию события в setTimeout с нулевой задержкой:

<button id="menu">Меню (нажми меня)</button>

<script>
  menu.onclick = function() {
    alert(1);

    // alert(2)
    setTimeout(() => menu.dispatchEvent(new CustomEvent("menu-open", {
      bubbles: true
    })));

    alert(2);
  };

  document.addEventListener('menu-open', () => alert('вложенное событие'))
</script>

Теперь dispatchEvent запускается асинхронно после исполнения текущего кода, включая mouse.onclick, поэтому обработчики полностью независимы.

Новый порядок вывода: 1 → 2 → вложенное событие.

Итого

Чтобы сгенерировать событие из кода, вначале надо создать объект события.

Базовый конструктор Event(name, options) принимает обязательное имя события и options – объект с двумя свойствами:

  • bubbles: true чтобы событие всплывало.
  • cancelable: true если мы хотим, чтобы event.preventDefault() работал.

Особые конструкторы встроенных событий MouseEvent, KeyboardEvent и другие принимают специфичные для каждого конкретного типа событий свойства. Например, clientX для событий мыши.

Для пользовательских событий стоит применять конструктор CustomEvent. У него есть дополнительная опция detail, с помощью которой можно передавать информацию в объекте события. После чего все обработчики смогут получить к ней доступ через event.detail.

Несмотря на техническую возможность генерировать встроенные браузерные события типа click или keydown, пользоваться ей стоит с большой осторожностью.

Весьма часто, когда разработчик хочет сгенерировать встроенное событие – это вызвано «кривой» архитектурой кода.

Как правило, генерация встроенных событий полезна в следующих случаях:

  • Либо как явный и грубый хак, чтобы заставить работать сторонние библиотеки, в которых не предусмотрены другие средства взаимодействия.
  • Либо для автоматического тестирования, чтобы скриптом «нажать на кнопку» и посмотреть, произошло ли нужное действие.

Пользовательские события со своими именами часто создают для улучшения архитектуры, чтобы сообщить о том, что происходит внутри наших меню, слайдеров, каруселей и т.д.

Карта учебника

Комментарии

перед тем как писать…
  • Если вам кажется, что в статье что-то не так - вместо комментария напишите на GitHub.
  • Для одной строки кода используйте тег <code>, для нескольких строк кода — тег <pre>, если больше 10 строк — ссылку на песочницу (plnkr, JSBin, codepen…)
  • Если что-то непонятно в статье — пишите, что именно и с какого места.