Код должен быть максимально читаемым и понятным.
Это и есть искусство программирования – взять сложную задачу и написать такой код для её решения, который и правильно работает, и легко читается, понятен для людей. Для этого нужен хороший стиль написания кода. В этой главе мы рассмотрим составляющие такого стиля.
Синтаксис
Шпаргалка с правилами синтаксиса (подробнее смотрите ниже по тексту):
Не всё здесь однозначно, так что разберём эти правила подробнее.
Здесь нет железных правил. Это стилевые предпочтения, а не религиозные догмы.
Фигурные скобки
В большинстве JavaScript проектов фигурные скобки пишутся в так называемом «египетском» стиле с открывающей скобкой на той же строке, что и соответствующее ключевое слово – не на новой строке. Перед открывающей скобкой должен быть пробел, как здесь:
if (condition) {
// делай это
// ...и это
// ...и потом это
}
А что если у нас однострочная запись, типа if (condition) doSomething()
, должны ли мы использовать фигурные скобки?
Вот различные варианты расстановки скобок с комментариями, посмотрите сами, какой вам кажется самым читаемым:
- 😠 Такое иногда бывает в коде начинающих. Плохо, фигурные скобки не нужны:
if (n < 0) {alert(`Степень ${n} не поддерживается`);}
- 😠 Никогда не разделяйте строки без фигурных скобок, можно ненароком сделать ошибку при добавлении строк:
if (n < 0) alert(`Степень ${n} не поддерживается`);
- 😏 В одну строку без скобок – приемлемо, если эта строка короткая:
if (n < 0) alert(`Степень ${n} не поддерживается`);
- 😃 Самый лучший вариант:
if (n < 0) { alert(`Степень ${n} не поддерживается`); }
Для очень короткого кода допустима одна строка. Например: if (cond) return null
. Но блок кода (последний вариант) обычно всё равно читается лучше.
Длина строки
Никто не любит читать длинные горизонтальные строки кода. Лучше всего разбивать их, например:
// обратные кавычки ` позволяют разделять строку на части
let str = `
Рабочая группа TC39 организации Ecma International -
это группа JavaScript-разработчиков, теоретиков и авторов движков JavaScript,
которые вместе с сообществом занимаются поддержкой и развитием языка JavaScript.
`;
Или для if:
if (
id === 123 &&
moonPhase === 'Waning Gibbous' &&
zodiacSign === 'Libra'
) {
letTheSorceryBegin();
}
Максимальную длину строки согласовывают в команде. Обычно это 80
или 120
символов.
Отступы
Существует два типа отступов:
-
Горизонтальные отступы: 2 или 4 пробела.
Горизонтальный отступ выполняется с помощью 2 или 4 пробелов, или символа табуляции (клавиша Tab). Какой из них выбрать – это уже на ваше усмотрение. Пробелы больше распространены.
Одно из преимуществ пробелов над табуляцией заключается в том, что пробелы допускают более гибкие конфигурации отступов, чем символ табуляции.
Например, мы можем выровнять аргументы относительно открывающей скобки:
show(parameters, aligned, // 5 пробелов слева one, after, another ) { // ... }
-
Вертикальные отступы: пустые строки для разбивки кода на «логические блоки».
Даже одну функцию часто можно разделить на логические блоки. В примере ниже разделены инициализация переменных, основной цикл и возвращаемый результат:
function pow(x, n) { let result = 1; // <-- for (let i = 0; i < n; i++) { result *= x; } // <-- return result; }
Вставляйте дополнительный перевод строки туда, где это сделает код более читаемым. Не должно быть более 9 строк кода подряд без вертикального отступа.
Точка с запятой
Точки с запятой должны присутствовать после каждого выражения, даже если их, казалось бы, можно пропустить.
Есть языки, в которых точка с запятой необязательна и редко используется. Однако в JavaScript бывают случаи, когда перенос строки не интерпретируется, как точка с запятой, что может привести к ошибкам. Подробнее об этом – в главе о структуре кода.
Если вы – опытный разработчик на JavaScript, то можно выбрать стиль кода без точек с запятой, например StandardJS. В ином случае, лучше будет использовать точки с запятой, чтобы избежать подводных камней. Большинство разработчиков их ставят.
Уровни вложенности
Уровней вложенности должно быть немного.
Например, в цикле бывает полезно использовать директиву continue
, чтобы избежать лишней вложенности.
Например, вместо добавления вложенного условия if
, как здесь:
for (let i = 0; i < 10; i++) {
if (cond) {
... // <- ещё один уровень вложенности
}
}
Мы можем написать:
for (let i = 0; i < 10; i++) {
if (!cond) continue;
... // <- нет лишнего уровня вложенности
}
Аналогичная ситуация – с if/else
и return
.
Например, две нижеследующие конструкции идентичны.
Первая:
function pow(x, n) {
if (n < 0) {
alert("Отрицательные значения 'n' не поддерживаются");
} else {
let result = 1;
for (let i = 0; i < n; i++) {
result *= x;
}
return result;
}
}
Вторая:
function pow(x, n) {
if (n < 0) {
alert("Отрицательные значения 'n' не поддерживаются");
return;
}
let result = 1;
for (let i = 0; i < n; i++) {
result *= x;
}
return result;
}
Второй вариант является более читабельным, потому что «особый случай» n < 0
обрабатывается на ранней стадии. После проверки можно переходить к «основному» потоку кода без необходимости увеличения вложенности.
Размещение функций
Если вы пишете несколько вспомогательных функций, а затем используемый ими код, то существует три способа организации функций.
-
Объявить функции перед кодом, который их вызовет:
// объявление функций function createElement() { ... } function setHandler(elem) { ... } function walkAround() { ... } // код, который использует их let elem = createElement(); setHandler(elem); walkAround();
-
Сначала код, затем функции
// код, использующий функции let elem = createElement(); setHandler(elem); walkAround(); // --- вспомогательные функции --- function createElement() { ... } function setHandler(elem) { ... } function walkAround() { ... }
-
Смешанный стиль: функция объявляется там, где она используется впервые.
В большинстве случаев второй вариант является предпочтительным.
Это потому, что при чтении кода мы сначала хотим знать, что он делает. Если сначала идёт код, то это тут же становится понятно. И тогда, может быть, нам вообще не нужно будет читать функции, особенно если их имена хорошо подобраны.
Руководства по стилю кода
Руководство по стилю содержит общие правила о том, как писать код, например: какие кавычки использовать, сколько пробелов отступать, максимальную длину строки и так далее – в общем, множество мелочей.
Когда все участники команды используют одно и то же руководство по стилю, код выглядит одинаково, независимо от того, кто из команды его написал.
Конечно, команда всегда может написать собственное руководство по стилю, но обычно в этом нет необходимости. Существует множество уже готовых.
Некоторые популярные руководства:
- Google JavaScript Style Guide
- Airbnb JavaScript Style Guide (есть перевод)
- Idiomatic.JS (есть перевод)
- StandardJS
- (и ещё множество других)
Если вы – начинающий разработчик, то начните со шпаргалки в начале этой главы. Как только вы освоитесь, просмотрите другие руководства, чтобы выбрать общие принципы и решить, какое вам больше подходит.
Автоматизированные средства проверки (линтеры)
Автоматизированные средства проверки, так называемые «линтеры» – это инструменты, которые могут автоматически проверять стиль вашего кода и вносить предложения по его улучшению.
Самое замечательное в них то, что проверка стиля может также найти программные ошибки, такие как опечатки в именах переменных или функций. Из-за этой особенности использовать линтер рекомендуется, даже если вы не хотите придерживаться какого-то конкретного «стиля кода».
Вот некоторые известные инструменты для проверки:
- JSLint – проверяет код на соответствие стилю JSLint, в онлайн-интерфейсе вверху можно ввести код, а внизу – различные настройки проверки, чтобы попробовать её в действии.
- JSHint – больше проверок, чем в JSLint.
- ESLint – пожалуй, самый современный линтер.
Все они, в общем-то, работают. Автор пользуется ESLint.
Большинство линтеров интегрированы со многими популярными редакторами: просто включите плагин в редакторе и настройте стиль.
Например, для ESLint вы должны выполнить следующее:
- Установите Node.js.
- Установите ESLint с помощью команды
npm install -g eslint
(npm – установщик пакетов JavaScript). - Создайте файл конфигурации с именем
.eslintrc
в корне вашего JavaScript-проекта (в папке, содержащей все ваши файлы). - Установите/включите плагин для вашего редактора, который интегрируется с ESLint. У большинства редакторов он есть.
Вот пример файла .eslintrc
:
{
"extends": "eslint:recommended",
"env": {
"browser": true,
"node": true,
"es6": true
},
"rules": {
"no-console": 0,
"indent": ["warning", 2]
}
}
Здесь директива "extends"
означает, что конфигурация основана на наборе настроек «eslint:recommended». После этого мы уточняем наши собственные.
Кроме того, возможно загрузить наборы правил стиля из сети и расширить их. Смотрите https://eslint.org/docs/user-guide/getting-started для получения более подробной информации об установке.
Также некоторые среды разработки имеют встроенные линтеры, возможно, удобные, но не такие гибкие в настройке, как ESLint.
Итого
Все правила синтаксиса, описанные в этой главе (и в ссылках на руководства по стилю), направлены на повышение читаемости вашего кода. О любых можно поспорить.
Когда мы думаем о написании «лучшего» кода, мы должны задать себе вопросы: «Что сделает код более читаемым и лёгким для понимания?» и «Что может помочь избегать ошибок?». Это – основные моменты, о которых следует помнить при выборе и обсуждении стилей кода.
Чтение популярных руководств по стилю позволит вам быть в курсе лучших практик и последних идей и тенденций в стилях написания кода.