Давайте начнём с примера.
Этот обработчик для <div>
сработает, если вы кликните по любому из вложенных тегов, будь то <em>
или <code>
:
<div onclick="alert('Обработчик!')">
<em>Если вы кликните на <code>EM</code>, сработает обработчик на <code>DIV</code></em>
</div>
Вам не кажется это странным? Почему же сработал обработчик на <div>
, если клик произошёл на <em>
?
Всплытие
Принцип всплытия очень простой.
Когда на элементе происходит событие, обработчики сначала срабатывают на нём, потом на его родителе, затем выше и так далее, вверх по цепочке предков.
Например, есть 3 вложенных элемента FORM > DIV > P
с обработчиком на каждом:
<style>
body * {
margin: 10px;
border: 1px solid blue;
}
</style>
<form onclick="alert('form')">FORM
<div onclick="alert('div')">DIV
<p onclick="alert('p')">P</p>
</div>
</form>
Клик по внутреннему <p>
вызовет обработчик onclick
:
- Сначала на самом
<p>
. - Потом на внешнем
<div>
. - Затем на внешнем
<form>
. - И так далее вверх по цепочке до самого
document
.
Поэтому если кликнуть на <p>
, то мы увидим три оповещения: p
→ div
→ form
.
Этот процесс называется «всплытием», потому что события «всплывают» от внутреннего элемента вверх через родителей подобно тому, как всплывает пузырёк воздуха в воде.
Ключевое слово в этой фразе – «почти».
Например, событие focus
не всплывает. В дальнейшем мы увидим и другие примеры. Однако, стоит понимать, что это скорее исключение, чем правило, всё-таки большинство событий всплывают.
event.target
Всегда можно узнать, на каком конкретно элементе произошло событие.
Самый глубокий элемент, который вызывает событие, называется целевым элементом, и он доступен через event.target
.
Отличия от this
(=event.currentTarget
):
event.target
– это «целевой» элемент, на котором произошло событие, в процессе всплытия он неизменен.this
– это «текущий» элемент, до которого дошло всплытие, на нём сейчас выполняется обработчик.
Например, если стоит только один обработчик form.onclick
, то он «поймает» все клики внутри формы. Где бы ни был клик внутри – он всплывёт до элемента <form>
, на котором сработает обработчик.
При этом внутри обработчика form.onclick
:
this
(=event.currentTarget
) всегда будет элемент<form>
, так как обработчик сработал на ней.event.target
будет содержать ссылку на конкретный элемент внутри формы, на котором произошёл клик.
Попробуйте сами:
form.onclick = function(event) {
event.target.style.backgroundColor = 'yellow';
// браузеру нужно некоторое время, чтобы зарисовать всё жёлтым
setTimeout(() => {
alert("target = " + event.target.tagName + ", this=" + this.tagName);
event.target.style.backgroundColor = ''
}, 0);
};
form {
background-color: green;
position: relative;
width: 150px;
height: 150px;
text-align: center;
cursor: pointer;
}
div {
background-color: blue;
position: absolute;
top: 25px;
left: 25px;
width: 100px;
height: 100px;
}
p {
background-color: red;
position: absolute;
top: 25px;
left: 25px;
width: 50px;
height: 50px;
line-height: 50px;
margin: 0;
}
body {
line-height: 25px;
font-size: 16px;
}
<!DOCTYPE HTML>
<html>
<head>
<meta charset="utf-8">
<link rel="stylesheet" href="example.css">
</head>
<body>
Клик покажет оба: и <code>event.target</code>, и <code>this</code> для сравнения:
<form id="form">FORM
<div>DIV
<p>P</p>
</div>
</form>
<script src="script.js"></script>
</body>
</html>
Возможна и ситуация, когда event.target
и this
– один и тот же элемент, например, если клик был непосредственно на самом элементе <form>
, а не на его подэлементе.
Прекращение всплытия
Всплытие идёт с «целевого» элемента прямо наверх. По умолчанию событие будет всплывать до элемента <html>
, а затем до объекта document
, а иногда даже до window
, вызывая все обработчики на своём пути.
Но любой промежуточный обработчик может решить, что событие полностью обработано, и остановить всплытие.
Для этого нужно вызвать метод event.stopPropagation()
.
Например, здесь при клике на кнопку <button>
обработчик body.onclick
не сработает:
<body onclick="alert(`сюда всплытие не дойдёт`)">
<button onclick="event.stopPropagation()">Кликни меня</button>
</body>
Если у элемента есть несколько обработчиков на одно событие, то даже при прекращении всплытия все они будут выполнены.
То есть, event.stopPropagation()
препятствует продвижению события дальше, но на текущем элементе все обработчики будут вызваны.
Для того, чтобы полностью остановить обработку, существует метод event.stopImmediatePropagation()
. Он не только предотвращает всплытие, но и останавливает обработку событий на текущем элементе.
Всплытие – это удобно. Не прекращайте его без явной нужды, очевидной и архитектурно прозрачной.
Зачастую прекращение всплытия через event.stopPropagation()
имеет свои подводные камни, которые со временем могут стать проблемами.
Например:
- Мы делаем вложенное меню. Каждое подменю обрабатывает клики на своих элементах и делает для них
stopPropagation
, чтобы не срабатывало внешнее меню. - Позже мы решили отслеживать все клики в окне для какой-то своей функциональности, к примеру, для статистики – где вообще у нас кликают люди. Некоторые системы аналитики так делают. Обычно используют
document.addEventListener('click'…)
, чтобы отлавливать все клики. - Наша аналитика не будет работать над областью, где клики прекращаются
stopPropagation
. Увы, получилась «мёртвая зона».
Зачастую нет никакой необходимости прекращать всплытие. Задача, которая, казалось бы, требует этого, может быть решена иначе. Например, с помощью создания своего уникального события, о том, как это делать, мы поговорим позже. Также мы можем записывать какую-то служебную информацию в объект event
в одном обработчике, а читать в другом, таким образом мы можем сообщить обработчикам на родительских элементах информацию о том, что событие уже было как-то обработано.
Погружение
Существует ещё одна фаза из жизненного цикла события – «погружение» (иногда её называют «перехват»). Она очень редко используется в реальном коде, однако тоже может быть полезной.
Стандарт DOM Events описывает 3 фазы прохода события:
- Фаза погружения (capturing phase) – событие сначала идёт сверху вниз.
- Фаза цели (target phase) – событие достигло целевого(исходного) элемента.
- Фаза всплытия (bubbling stage) – событие начинает всплывать.
Картинка из спецификации демонстрирует, как это работает при клике по ячейке <td>
, расположенной внутри таблицы:
То есть при клике на <td>
событие путешествует по цепочке родителей сначала вниз к элементу (погружается), затем оно достигает целевой элемент (фаза цели), а потом идёт наверх (всплытие), вызывая по пути обработчики.
Ранее мы говорили только о всплытии, потому что другие стадии, как правило, не используются и проходят незаметно для нас.
Обработчики, добавленные через on<event>
-свойство или через HTML-атрибуты, или через addEventListener(event, handler)
с двумя аргументами, ничего не знают о фазе погружения, а работают только на 2-ой и 3-ей фазах.
Чтобы поймать событие на стадии погружения, нужно использовать третий аргумент capture
вот так:
elem.addEventListener(..., {capture: true})
// или просто "true", как сокращение для {capture: true}
elem.addEventListener(..., true)
Существуют два варианта значений опции capture
:
- Если аргумент
false
(по умолчанию), то событие будет поймано при всплытии. - Если аргумент
true
, то событие будет перехвачено при погружении.
Обратите внимание, что хоть и формально существует 3 фазы, 2-ую фазу («фазу цели»: событие достигло элемента) нельзя обработать отдельно, при её достижении вызываются все обработчики: и на всплытие, и на погружение.
Давайте посмотрим и всплытие и погружение в действии:
<style>
body * {
margin: 10px;
border: 1px solid blue;
}
</style>
<form>FORM
<div>DIV
<p>P</p>
</div>
</form>
<script>
for(let elem of document.querySelectorAll('*')) {
elem.addEventListener("click", e => alert(`Погружение: ${elem.tagName}`), true);
elem.addEventListener("click", e => alert(`Всплытие: ${elem.tagName}`));
}
</script>
Здесь обработчики навешиваются на каждый элемент в документе, чтобы увидеть в каком порядке они вызываются по мере прохода события.
Если вы кликните по <p>
, то последовательность следующая:
HTML
→BODY
→FORM
→DIV
(фаза погружения, первый обработчик)P
(фаза цели, срабатывают обработчики, установленные и на погружение и на всплытие, так что выведется два раза)DIV
→FORM
→BODY
→HTML
(фаза всплытия, второй обработчик)
Существует свойство event.eventPhase
, содержащее номер фазы, на которой событие было поймано. Но оно используется редко, мы обычно и так знаем об этом в обработчике.
removeEventListener
, нужна та же фазаЕсли мы добавили обработчик вот так addEventListener(..., true)
, то мы должны передать то же значение аргумента capture
в removeEventListener(..., true)
, когда снимаем обработчик.
Если у нас несколько обработчиков одного события, назначенных addEventListener
на один элемент, в рамках одной фазы, то их порядок срабатывания – тот же, в котором они установлены:
elem.addEventListener("click", e => alert(1)); // всегда сработает перед следующим
elem.addEventListener("click", e => alert(2));
Итого
При наступлении события – самый глубоко вложенный элемент, на котором оно произошло, помечается как «целевой» (event.target
).
- Затем событие сначала двигается вниз от корня документа к
event.target
, по пути вызывая обработчики, поставленные черезaddEventListener(...., true)
, гдеtrue
– это сокращение для{capture: true}
. - Далее обработчики вызываются на целевом элементе.
- Далее событие двигается от
event.target
вверх к корню документа, по пути вызывая обработчики, поставленные черезon<event>
иaddEventListener
без третьего аргумента или с третьим аргументом равнымfalse
.
Каждый обработчик имеет доступ к свойствам события event
:
event.target
– самый глубокий элемент, на котором произошло событие.event.currentTarget
(=this
) – элемент, на котором в данный момент сработал обработчик (тот, на котором «висит» конкретный обработчик)event.eventPhase
– на какой фазе он сработал (погружение=1, фаза цели=2, всплытие=3).
Любой обработчик может остановить событие вызовом event.stopPropagation()
, но делать это не рекомендуется, так как в дальнейшем это событие может понадобиться, иногда для самых неожиданных вещей.
В современной разработке стадия погружения используется очень редко, обычно события обрабатываются во время всплытия. И в этом есть логика.
В реальном мире, когда происходит чрезвычайная ситуация, местные службы реагируют первыми. Они знают лучше всех местность, в которой это произошло, и другие детали. Вышестоящие инстанции подключаются уже после этого и при необходимости.
Тоже самое справедливо для обработчиков событий. Код, который «навесил» обработчик на конкретный элемент, знает максимум деталей об элементе и его предназначении. Например, обработчик на определённом <td>
скорее всего подходит только для этого конкретного <td>
, он знает все о нём, поэтому он должен отработать первым. Далее имеет смысл передать обработку события родителю – он тоже понимает, что происходит, но уже менее детально, далее – выше, и так далее, до самого объекта document
, обработчик на котором реализовывает самую общую функциональность уровня документа.
Всплытие и погружение являются основой для «делегирования событий» – очень мощного приёма обработки событий. Его мы изучим в следующей главе.