Язык JavaScript изначально был создан для веб-браузеров. Но с тех пор он значительно эволюционировал и превратился в кроссплатформенный язык программирования для решения широкого круга задач.
Сегодня JavaScript может использоваться в браузере, на веб-сервере или в какой-то другой среде, даже в кофеварке. Каждая среда предоставляет свою функциональность, которую спецификация JavaScript называет окружением.
Окружение предоставляет свои объекты и дополнительные функции, в дополнение базовым языковым. Браузеры, например, дают средства для управления веб-страницами. Node.js делает доступными какие-то серверные возможности и так далее.
На картинке ниже в общих чертах показано, что доступно для JavaScript в браузерном окружении:
Как мы видим, имеется корневой объект window
, который выступает в 2 ролях:
- Во-первых, это глобальный объект для JavaScript-кода, об этом более подробно говорится в главе Глобальный объект.
- Во-вторых, он также представляет собой окно браузера и располагает методами для управления им.
Например, здесь мы используем window
как глобальный объект:
function sayHi() {
alert("Hello");
}
// глобальные функции доступны как методы глобального объекта:
window.sayHi();
А здесь мы используем window
как объект окна браузера, чтобы узнать его высоту:
alert(window.innerHeight); // внутренняя высота окна браузера
Существует гораздо больше свойств и методов для управления окном браузера. Мы рассмотрим их позднее.
DOM (Document Object Model)
Document Object Model, сокращённо DOM – объектная модель документа, которая представляет все содержимое страницы в виде объектов, которые можно менять.
Объект document
– основная «входная точка». С его помощью мы можем что-то создавать или менять на странице.
Например:
// заменим цвет фона на красный,
document.body.style.background = "red";
// а через секунду вернём как было
setTimeout(() => document.body.style.background = "", 1000);
Мы использовали в примере только document.body.style
, но на самом деле возможности по управлению страницей намного шире. Различные свойства и методы описаны в спецификации:
- DOM Living Standard на https://dom.spec.whatwg.org
Спецификация DOM описывает структуру документа и предоставляет объекты для манипуляций со страницей. Существуют и другие, отличные от браузеров, инструменты, использующие DOM.
Например, серверные скрипты, которые загружают и обрабатывают HTML-страницы, также могут использовать DOM. При этом они могут поддерживать спецификацию не полностью.
Правила стилей CSS структурированы иначе чем HTML. Для них есть отдельная спецификация CSSOM, которая объясняет, как стили должны представляться в виде объектов, как их читать и писать.
CSSOM используется вместе с DOM при изменении стилей документа. В реальности CSSOM требуется редко, обычно правила CSS статичны. Мы редко добавляем/удаляем стили из JavaScript, но и это возможно.
BOM (Browser Object Model)
Объектная модель браузера (Browser Object Model, BOM) – это дополнительные объекты, предоставляемые браузером (окружением), чтобы работать со всем, кроме документа.
Например:
- Объект navigator даёт информацию о самом браузере и операционной системе. Среди множества его свойств самыми известными являются:
navigator.userAgent
– информация о текущем браузере, иnavigator.platform
– информация о платформе (может помочь в понимании того, в какой ОС открыт браузер – Windows/Linux/Mac и так далее). - Объект location позволяет получить текущий URL и перенаправить браузер по новому адресу.
Вот как мы можем использовать объект location
:
alert(location.href); // показывает текущий URL
if (confirm("Перейти на Wikipedia?")) {
location.href = "https://wikipedia.org"; // перенаправляет браузер на другой URL
}
Функции alert/confirm/prompt
тоже являются частью BOM: они не относятся непосредственно к странице, но представляют собой методы объекта окна браузера для коммуникации с пользователем.
BOM является частью общей спецификации HTML.
Да, вы всё верно услышали. Спецификация HTML по адресу https://html.spec.whatwg.org не только про «язык HTML» (теги, атрибуты), она также покрывает целое множество объектов, методов и специфичных для каждого браузера расширений DOM. Это всё «HTML в широком смысле». Для некоторых вещей есть отдельные спецификации, перечисленные на https://spec.whatwg.org.
Итого
Говоря о стандартах, у нас есть:
- Спецификация DOM
- описывает структуру документа, манипуляции с контентом и события, подробнее на https://dom.spec.whatwg.org.
- Спецификация CSSOM
- Описывает файлы стилей, правила написания стилей и манипуляций с ними, а также то, как это всё связано со страницей, подробнее на https://www.w3.org/TR/cssom-1/.
- Спецификация HTML
- Описывает язык HTML (например, теги) и BOM (объектную модель браузера) – разные функции браузера:
setTimeout
,alert
,location
и так далее, подробнее на https://html.spec.whatwg.org. Тут берётся за основу спецификация DOM и расширяется дополнительными свойствами и методами.
Кроме того, некоторые классы описаны отдельно на https://spec.whatwg.org/.
Пожалуйста, заметьте для себя эти ссылки, так как по ним содержится очень много информации, которую невозможно изучить полностью и держать в уме.
Когда вам нужно будет прочитать о каком-то свойстве или методе, справочник на сайте Mozilla https://developer.mozilla.org/ru/ тоже очень хороший ресурс, хотя ничто не сравнится с чтением спецификации: она сложная и объёмная, но сделает ваши знания максимально полными.
Для поиска чего-либо обычно удобно использовать интернет-поиск со словами «WHATWG [термин]» или «MDN [термин]», например https://google.com?q=whatwg+localstorage, https://google.com?q=mdn+localstorage.
А теперь давайте перейдём к изучению DOM, так как страница – это основа всего.