Переменная в JavaScript может содержать любые данные. В один момент там может быть строка, а в другой – число:

// Не будет ошибкой
let message = "hello";
message = 123456;

Языки программирования, в которых такое возможно, называются «динамически типизированными». Это значит, что типы данных есть, но переменные не привязаны ни к одному из них.

Есть семь основных типов данных в JavaScript. В этой главе мы рассмотрим их в общем, а в следующих главах поговорим подробнее о каждом.

Число

let n = 123;
n = 12.345;

Числовой тип данных (number) представляет как целочисленные значения, так и числа с плавающей точкой.

Существует множество операций для чисел, например, умножение *, деление /, сложение +, вычитание - и так далее.

Кроме обычных чисел, существуют так называемые «специальные числовые значения», которые относятся к этому типу данных: Infinity, -Infinity и NaN.

  • Infinity представляет собой математическую бесконечность ∞. Это особое значение, которое больше любого числа.

    Мы можем получить его в результате деления на ноль:

    alert( 1 / 0 ); // Infinity

    Или задать его явно:

    alert( Infinity ); // Infinity
  • NaN означает вычислительную ошибку. Это результат неправильной или неопределённой математической операции, например:

    alert( "не число" / 2 ); // NaN, такое деление является ошибкой

    Значение NaN «прилипчиво». Любая операция с NaN возвращает NaN:

    alert( "не число" / 2 + 5 ); // NaN

    Если где-то в математическом выражении есть NaN, то результатом вычислений с его участием будет NaN.

Математические операции – безопасны

Математические операции в JavaScript «безопасны». Мы можем делать что угодно: делить на ноль, обращаться со строками как с числами и т.д.

Скрипт никогда не остановится с фатальной ошибкой (не «умрёт»). В худшем случае мы получим NaN как результат выполнения.

Специальные числовые значения относятся к типу «число». Конечно, это не числа в привычном значении этого слова.

Подробнее о работе с числами мы поговорим в главе Числа.

Строка

Строка (string) в JavaScript должна быть заключена в кавычки.

let str = "Привет";
let str2 = 'Одинарные кавычки тоже подойдут';
let phrase = `Обратные кавычки позволяют встраивать переменные ${str}`;

В JavaScript существует три типа кавычек.

  1. Двойные кавычки: "Привет".
  2. Одинарные кавычки: 'Привет'.
  3. Обратные кавычки: `Привет`.

Двойные или одинарные кавычки являются «простыми», между ними нет разницы в JavaScript.

Обратные кавычки же имеют «расширенный функционал». Они позволяют нам встраивать выражения в строку, заключая их в ${…}. Например:

let name = "Иван";

// Вставим переменную
alert( `Привет, ${name}!` ); // Привет, Иван!

// Вставим выражение
alert( `результат: ${1 + 2}` ); // результат: 3

Выражение внутри ${…} вычисляется, и его результат становится частью строки. Мы можем положить туда всё, что угодно: переменную name или выражение 1 + 2, или что-то более сложное.

Обратите внимание, что это можно делать только в обратных кавычках. Другие кавычки не имеют такого функционала встраивания!

alert( "результат: ${1 + 2}" ); // результат: ${1 + 2} (двойные кавычки ничего не делают)

Мы рассмотрим строки более подробно в главе Строки.

Нет отдельного типа данных для одного символа.

В некоторых языках, например C и Java, для хранения одного символа, например "a" или "%", существует отдельный тип. В языках C и Java это char.

В JavaScript подобного типа нет, есть только тип string. Строка может содержать один символ или множество.

Булевый (логический) тип

Булевый тип (boolean) может принимать только два значения: true (истина) и false (ложь).

Такой тип, как правило, используется для хранения значений да/нет: true значит «да, правильно», а false значит «нет, не правильно».

Например:

let nameFieldChecked = true; // да, поле отмечено
let ageFieldChecked = false; // нет, поле не отмечено

Булевые значения также могут быть результатом сравнений:

let isGreater = 4 > 1;

alert( isGreater ); // true (результатом сравнения будет "да")

Мы рассмотрим булевые значения более подробно в главе Логические операторы.

Значение «null»

Специальное значение null не относится ни к одному из типов, описанных выше.

Оно формирует отдельный тип, который содержит только значение null:

let age = null;

В JavaScript null не является «ссылкой на несуществующий объект» или «нулевым указателем», как в некоторых других языках.

Это просто специальное значение, которое представляет собой «ничего», «пусто» или «значение неизвестно».

В приведённом выше коде указано, что переменная age неизвестна или не имеет значения по какой-то причине.

Значение «undefined»

Специальное значение undefined также стоит особняком. Оно формирует тип из самого себя так же, как и null.

Оно означает, что «значение не было присвоено».

Если переменная объявлена, но ей не присвоено никакого значения, то её значением будет undefined:

let x;

alert(x); // выведет "undefined"

Технически мы можем присвоить значение undefined любой переменной:

let x = 123;

x = undefined;

alert(x); // "undefined"

…Но так делать не рекомендуется. Обычно null используется для присвоения переменной «пустого» или «неизвестного» значения, а undefined – для проверок, была ли переменная назначена.

Объекты и символы

Тип object (объект) – особенный.

Все остальные типы называются «примитивными», потому что их значениями могут быть только простые значения (будь то строка или число, или что-то ещё). Объекты же используются для хранения коллекций данных или более сложных объектов. Мы разберёмся с ними позднее в главе Объекты после того, как узнаем больше о примитивах.

Тип symbol (символ) используется для создания уникальных идентификаторов объектов. Мы упоминаем здесь о нём для полноты картины, изучим этот тип после объектов.

Оператор typeof

Оператор typeof возвращает тип аргумента. Это полезно, когда мы хотим обрабатывать значения различных типов по-разному или просто хотим сделать проверку.

У него есть два синтаксиса:

  1. Синтаксис оператора: typeof x.
  2. Синтаксис функции: typeof(x).

Другими словами, он работает со скобками или без скобок. Результат одинаковый.

Вызов typeof x возвращает строку с именем типа:

typeof undefined // "undefined"

typeof 0 // "number"

typeof true // "boolean"

typeof "foo" // "string"

typeof Symbol("id") // "symbol"

typeof Math // "object"  (1)

typeof null // "object"  (2)

typeof alert // "function"  (3)

Последние три строки нуждаются в пояснении:

  1. Math – это встроенный объект, который предоставляет математические операции и константы. Мы рассмотрим его подробнее в главе Числа. Здесь он служит лишь примером объекта.
  2. Результатом вызова typeof null является "object". Это неверно. Это официально признанная ошибка в typeof, сохранённая для совместимости. Конечно, null не является объектом. Это специальное значение с отдельным типом. Повторимся, это ошибка в языке.
  3. Вызов typeof alert возвращает "function", потому что alert является функцией. Мы изучим функции в следующих главах, где заодно увидим, что в JavaScript нет специального типа «функция». Функции относятся к объектному типу. Но typeof обрабатывает их особым образом, возвращая "function". Формально это неверно, но очень удобно на практике.

Итого

В JavaScript есть 7 основных типов.

  • number для любых чисел: целочисленных или чисел с плавающей точкой.
  • string для строк. Строка может содержать один или больше символов, нет отдельного символьного типа.
  • boolean для true/false.
  • null для неизвестных значений – отдельный тип, имеющий одно значение null.
  • undefined для неприсвоенных значений – отдельный тип, имеющий одно значение undefined.
  • object для более сложных структур данных.
  • symbol для уникальных идентификаторов.

Оператор typeof позволяет нам увидеть, какой тип данных сохранён в переменной.

  • Имеет две формы: typeof x или typeof(x).
  • Возвращает строку с именем типа. Например, "string".
  • Для null возвращается "object" – это ошибка в языке, на самом деле это не объект.

В следующих главах мы сконцентрируемся на примитивных значениях, а когда познакомимся с ними, перейдём к объектам.

Задачи

важность: 5

Что выведет этот скрипт?

let name = "Ilya";

alert( `hello ${1}` ); // ?

alert( `hello ${"name"}` ); // ?

alert( `hello ${name}` ); // ?

Обратные кавычки позволяют вставить выражение внутри ${...} в строку.

let name = "Ilya";

// выражение - число 1
alert( `hello ${1}` ); // hello 1

// выражение - строка "name"
alert( `hello ${"name"}` ); // hello name

// выражение - переменная, вставим её в строку
alert( `hello ${name}` ); // hello Ilya
Карта учебника

Комментарии

перед тем как писать…
  • Если вам кажется, что в статье что-то не так - вместо комментария напишите на GitHub.
  • Для одной строки кода используйте тег <code>, для нескольких строк кода — тег <pre>, если больше 10 строк — ссылку на песочницу (plnkr, JSBin, codepen…)
  • Если что-то непонятно в статье — пишите, что именно и с какого места.