Платформа «веб-компоненты» включает в себя несколько стандартов Web Components, которые находятся в разработке.
Начнём мы со стандарта Custom Elements, который позволяет создавать свои типы элементов.
Зачем Custom Elements?
Критично настроенный читатель скажет: «Зачем ещё стандарт для своих типов элементов? Я могу создать любой элемент и прямо сейчас! В любом из современных браузеров можно писать любой HTML, используя свои теги: <mytag>
. Или создавать элементы из JavaScript при помощи document.createElement('mytag')
.»
Однако, по умолчанию элемент с нестандартным названием (например <mytag>
) воспринимается браузером, как нечто неопределённо-непонятное. Ему соответствует класс HTMLUnknownElement, и у него нет каких-либо особых методов.
Стандарт Custom Elements позволяет описывать для новых элементов свои свойства, методы, объявлять свой DOM, подобие конструктора и многое другое.
Давайте посмотрим это на примерах.
Так как спецификация не окончательна, то для запуска примеров рекомендуется использовать Google Chrome, лучше – последнюю сборку Chrome Canary, в которой, как правило, отражены последние изменения.
Новый элемент
Для описания нового элемента используется вызов document.registerElement(имя, { prototype: прототип })
.
Здесь:
имя
– имя нового тега, например"mega-select"
. Оно обязано содержать дефис"-"
. Спецификация требует дефис, чтобы избежать в будущем конфликтов со стандартными элементами HTML. Нельзя создать элементtimer
илиmyTimer
– будет ошибка.прототип
– объект-прототип для нового элемента, он должен наследовать отHTMLElement
, чтобы у элемента были стандартные свойства и методы.
Вот, к примеру, новый элемент <my-timer>
:
<script>
// прототип с методами для нового элемента
var MyTimerProto = Object.create(HTMLElement.prototype);
MyTimerProto.tick = function() { // свой метод tick
this.innerHTML++;
};
// регистрируем новый элемент в браузере
document.registerElement("my-timer", {
prototype: MyTimerProto
});
</script>
<!-- теперь используем новый элемент -->
<my-timer id="timer">0</my-timer>
<script>
// вызовем метод tick() на элементе
setInterval(function() {
timer.tick();
}, 1000);
</script>
Использовать новый элемент в HTML можно и до его объявления через registerElement
.
Для этого в браузере предусмотрен специальный режим «обновления» существующих элементов.
Если браузер видит элемент с неизвестным именем, в котором есть дефис -
(такие элементы называются «unresolved»), то:
- Он ставит такому элементу специальный CSS-псевдокласс
:unresolved
, для того, чтобы через CSS можно было показать, что он ещё «не подгрузился». - При вызове
registerElement
такие элементы автоматически обновятся до нужного класса.
В примере ниже регистрация элемента происходит через 2 секунды после его появления в разметке:
<style>
/* стиль для :unresolved элемента (до регистрации) */
hello-world:unresolved {
color: white;
}
hello-world {
transition: color 3s;
}
</style>
<hello-world id="hello">Hello, world!</hello-world>
<script>
// регистрация произойдёт через 2 сек
setTimeout(function() {
document.registerElement("hello-world", {
prototype: {
__proto__: HTMLElement.prototype,
sayHi: function() { alert('Привет!'); }
}
});
// у нового типа элементов есть метод sayHi
hello.sayHi();
}, 2000);
</script>
Можно создавать такие элементы и в JavaScript – обычным вызовом createElement
:
var timer = document.createElement('my-timer');
Расширение встроенных элементов
Выше мы видели пример создания элемента на основе базового HTMLElement
. Но можно расширить и другие, более конкретные HTML-элементы.
Для расширения встроенных элементов у registerElement
предусмотрен параметр extends
, в котором можно задать, какой тег мы расширяем.
Например, кнопку:
<script>
var MyTimerProto = Object.create(HTMLButtonElement.prototype);
MyTimerProto.tick = function() {
this.innerHTML++;
};
document.registerElement("my-timer", {
prototype: MyTimerProto,
extends: 'button'
});
</script>
<button is="my-timer" id="timer">0</button>
<script>
setInterval(function() {
timer.tick();
}, 1000);
timer.onclick = function() {
alert("Текущее значение: " + this.innerHTML);
};
</script>
Важные детали:
- Прототип теперь наследует не от
HTMLElement
, а отHTMLButtonElement
- Чтобы расширить элемент, нужно унаследовать прототип от его класса.
- В HTML указывается при помощи атрибута
is="..."
- Это принципиальное отличие разметки от обычного объявления без
extends
. Теперь<my-timer>
работать не будет, нужно использовать исходный тег иis
. - Работают методы, стили и события кнопки.
- При клике на кнопку её не отличишь от встроенной. И всё же, это новый элемент, со своими методами, в данном случае
tick
.
При создании нового элемента в JS, если используется extends
, необходимо указать и исходный тег в том числе:
var timer = document.createElement("button", "my-timer");
Жизненный цикл
В прототипе своего элемента мы можем задать специальные методы, которые будут вызываться при создании, добавлении и удалении элемента из DOM:
createdCallback | Элемент создан |
attachedCallback | Элемент добавлен в документ |
detachedCallback | Элемент удалён из документа |
attributeChangedCallback(name, prevValue, newValue) | Атрибут добавлен, изменён или удалён |
Как вы, наверняка, заметили, createdCallback
является подобием конструктора. Он вызывается только при создании элемента, поэтому всю дополнительную инициализацию имеет смысл описывать в нём.
Давайте используем createdCallback
, чтобы инициализировать таймер, а attachedCallback
– чтобы автоматически запускать таймер при вставке в документ:
<script>
var MyTimerProto = Object.create(HTMLElement.prototype);
MyTimerProto.tick = function() {
this.timer++;
this.innerHTML = this.timer;
};
MyTimerProto.createdCallback = function() {
this.timer = 0;
};
MyTimerProto.attachedCallback = function() {
setInterval(this.tick.bind(this), 1000);
};
document.registerElement("my-timer", {
prototype: MyTimerProto
});
</script>
<my-timer id="timer">0</my-timer>
Итого
Мы рассмотрели, как создавать свои DOM-элементы при помощи стандарта Custom Elements.
Далее мы перейдём к изучению дополнительных возможностей по работе с DOM.