Для управляемого доступа к состоянию объекта используют специальные функции, так называемые «геттеры» и «сеттеры».
Геттер и сеттер для воды
На текущий момент количество воды в кофеварке является публичным свойством waterAmount
:
function CoffeeMachine(power) {
// количество воды в кофеварке
this.waterAmount = 0;
...
}
Это немного опасно. Ведь в это свойство можно записать произвольное количество воды, хоть весь мировой океан.
// не помещается в кофеварку!
coffeeMachine.waterAmount = 1000000;
Это ещё ничего, гораздо хуже, что можно наоборот – вылить больше, чем есть:
// и не волнует, было ли там столько воды вообще!
coffeeMachine.waterAmount -= 1000000;
Так происходит потому, что свойство полностью доступно снаружи.
Чтобы не было таких казусов, нам нужно ограничить контроль над свойством со стороны внешнего кода.
Для лучшего контроля над свойством его делают приватным, а запись значения осуществляется через специальный метод, который называют «сеттер» (setter method).
Типичное название для сеттера – setСвойство
, например, в случае с кофеваркой таким сеттером будет метод setWaterAmount
:
function CoffeeMachine(power, capacity) { // capacity - ёмкость кофеварки
var waterAmount = 0;
var WATER_HEAT_CAPACITY = 4200;
function getTimeToBoil() {
return waterAmount * WATER_HEAT_CAPACITY * 80 / power;
}
// "умная" установка свойства
this.setWaterAmount = function(amount) {
if (amount < 0) {
throw new Error("Значение должно быть положительным");
}
if (amount > capacity) {
throw new Error("Нельзя залить воды больше, чем " + capacity);
}
waterAmount = amount;
};
function onReady() {
alert( 'Кофе готов!' );
}
this.run = function() {
setTimeout(onReady, getTimeToBoil());
};
}
var coffeeMachine = new CoffeeMachine(1000, 500);
coffeeMachine.setWaterAmount(600); // упс, ошибка!
Теперь waterAmount
– внутреннее свойство, его можно записать (через сеттер), но, увы, нельзя прочитать.
Для того, чтобы дать возможность внешнему коду узнать его значение, создадим специальную функцию – «геттер» (getter method).
Геттеры обычно имеют название вида getСвойство
, в данном случае getWaterAmount
:
function CoffeeMachine(power, capacity) {
//...
this.setWaterAmount = function(amount) {
if (amount < 0) {
throw new Error("Значение должно быть положительным");
}
if (amount > capacity) {
throw new Error("Нельзя залить воды больше, чем " + capacity);
}
waterAmount = amount;
};
this.getWaterAmount = function() {
return waterAmount;
};
}
var coffeeMachine = new CoffeeMachine(1000, 500);
coffeeMachine.setWaterAmount(450);
alert( coffeeMachine.getWaterAmount() ); // 450
Единый геттер-сеттер
Для большего удобства иногда делают единый метод, который называется так же, как свойство и отвечает и за запись, и за чтение.
При вызове без параметров такой метод возвращает свойство, а при передаче параметра – назначает его.
Выглядит это так:
function CoffeeMachine(power, capacity) {
var waterAmount = 0;
this.waterAmount = function(amount) {
// вызов без параметра, значит режим геттера, возвращаем свойство
if (!arguments.length) return waterAmount;
// иначе режим сеттера
if (amount < 0) {
throw new Error("Значение должно быть положительным");
}
if (amount > capacity) {
throw new Error("Нельзя залить воды больше, чем " + capacity);
}
waterAmount = amount;
};
}
var coffeeMachine = new CoffeeMachine(1000, 500);
// пример использования
coffeeMachine.waterAmount(450);
alert( coffeeMachine.waterAmount() ); // 450
Единый геттер-сеттер используется реже, чем две отдельные функции, но в некоторых JavaScript-библиотеках, например jQuery и D3, подобный подход принят на уровне концепта.
Итого
- Для большего контроля над присвоением и чтением значения вместо свойства делают «функцию-геттер» и «функцию-сеттер», геттер возвращает значение, сеттер – устанавливает.
- Если свойство предназначено только для чтения, то может быть только геттер, только для записи – только сеттер.
- В качестве альтернативы к паре геттер/сеттер применяют единую функцию, которая без аргументов ведёт себя как геттер, а с аргументом – как сеттер.
Также можно организовать геттеры/сеттеры для свойства, не меняя структуры кода, через дескрипторы свойств.