Система координат относительно страницы или, иначе говоря, относительно документа, начинается в левом-верхнем углу, но не окна, а именно страницы.
И координаты в ней означают позицию по отношению не к окну браузера, а к документу в целом.
Если провести аналогию с CSS, то координаты относительно окна – это position:fixed
, а относительно документа – position:absolute
(при позиционировании вне других элементов, естественно).
Мы будем называть координаты в ней pageX/pageY
.
Они нужны в первую очередь для того, чтобы показывать элемент в определённом месте страницы, а не окна.
Сравнение систем координат
Когда страница не прокручена, точки начала координат относительно окна (clientX,clientY)
и документа (pageX,pageY)
совпадают:
Например, координаты элемента с надписью «STANDARDS» равны расстоянию от верхней/левой границы окна:
Прокрутим страницу, чтобы элемент был на самом верху:
Посмотрите на рисунок ниже, на нём – та же страница, только прокрученная, и тот же элемент «STANDARDS».
- Координата
clientY
изменилась. Она была175
, а стала0
, так как элемент находится вверху окна. - Координата
pageY
осталась такой же, так как отсчитывается от левого-верхнего угла документа.
Итак, координаты pageX/pageY
не меняются при прокрутке, в отличие от clientX/clientY
.
Получение координат
К сожалению, готовой функции для получения координат элемента относительно страницы нет. Но её можно легко написать самим.
Эти две системы координат жёстко связаны: pageY = clientY + текущая вертикальная прокрутка
.
Наша функция getCoords(elem)
будет брать результат elem.getBoundingClientRect()
и прибавлять текущую прокрутку документа.
Результат getCoords
: объект с координатами {left: .., top: ..}
function getCoords(elem) { // кроме IE8-
var box = elem.getBoundingClientRect();
return {
top: box.top + pageYOffset,
left: box.left + pageXOffset
};
}
Если нужно поддерживать более старые IE, то вот альтернативный, самый кросс-браузерный вариант:
function getCoords(elem) {
// (1)
var box = elem.getBoundingClientRect();
var body = document.body;
var docEl = document.documentElement;
// (2)
var scrollTop = window.pageYOffset || docEl.scrollTop || body.scrollTop;
var scrollLeft = window.pageXOffset || docEl.scrollLeft || body.scrollLeft;
// (3)
var clientTop = docEl.clientTop || body.clientTop || 0;
var clientLeft = docEl.clientLeft || body.clientLeft || 0;
// (4)
var top = box.top + scrollTop - clientTop;
var left = box.left + scrollLeft - clientLeft;
return {
top: top,
left: left
};
}
Разберём что и зачем, по шагам:
- Получаем прямоугольник.
- Считаем прокрутку страницы. Все браузеры, кроме IE8- поддерживают свойство
pageXOffset/pageYOffset
. В более старых IE, когда установлен DOCTYPE, прокрутку можно получить изdocumentElement
, ну и наконец если DOCTYPE некорректен – использоватьbody
. - В IE документ может быть смещён относительно левого верхнего угла. Получим это смещение.
- Добавим прокрутку к координатам окна и вычтем смещение
html/body
, чтобы получить координаты нужного нам элемента.
Устаревший метод: offset*
Есть альтернативный способ нахождения координат – это пройти всю цепочку offsetParent
от элемента вверх и сложить отступы offsetLeft/offsetTop
.
Мы разбираем его здесь с учебной целью, так как он используется лишь в старых браузерах.
Вот функция, реализующая такой подход.
function getOffsetSum(elem) {
var top = 0,
left = 0;
while (elem) {
top = top + parseInt(elem.offsetTop);
left = left + parseInt(elem.offsetLeft);
elem = elem.offsetParent;
}
return {
top: top,
left: left
};
}
Казалось бы, код нормальный. И он как-то работает, но разные браузеры преподносят «сюрпризы», включая или выключая размер рамок и прокруток из offsetTop/Left
, некорректно учитывая позиционирование. В итоге результат не всегда верен. Можно, конечно, разобрать эти проблемы и посчитать действительно аккуратно и правильно этим способом, но зачем? Ведь есть getBoundingClientRect
.
Вы можете увидеть разницу между вычислением координат через offset*
и getBoundingClientRect
на примере.
В прямоугольнике ниже есть 3 вложенных DIV
. Все они имеют border
, кое-кто из них имеет position/margin/padding
.
Кликните по внутреннему (жёлтому) элементу, чтобы увидеть результаты обоих методов: getOffsetSum
и getCoords
, а также реальные координаты курсора – event.pageX/pageY
(мы обсудим их позже в статье Мышь: IE8-, исправление события).
При клике на любом месте жёлтого блока вы легко увидите разницу между getOffsetSum(elem)
и getCoords(elem)
.
Для того, чтобы узнать, какой же результат верный, кликните в левом-верхнем углу жёлтого блока, причём обратите внимание – кликать нужно не на жёлтом, а на чёрном, это рамка, она тоже входит в элемент. Будут видны точные координаты мыши, так что вы можете сравнить их с getOffsetSum/getCoords
.
Пример клика в правильном месте (обратите внимание на разницу координат):
Именно getCoords
всегда возвращает верное значение.
Координаты на экране screenX/screenY
Есть ещё одна система координат, которая используется очень редко, но для полноты картины необходимо её упомянуть.
Координаты относительно экрана screenX/screenY
отсчитываются от его левого-верхнего угла. Имеется в виду именно весь экран, а не окно браузера.
Такие координаты могут быть полезны, например, при работе с мобильными устройствами или для открытия нового окна посередине экрана вызовом window.open.
-
Размеры экрана хранятся в глобальной переменной screen:
// общая ширина/высота alert( screen.width + ' x ' + screen.height ); // доступная ширина/высота (за вычетом таскбара и т.п.) alert( screen.availWidth + ' x ' + screen.availHeight ); // есть и ряд других свойств screen (см. документацию)
-
Координаты левого-верхнего угла браузера на экране хранятся в
window.screenX,
window.screenY
(не поддерживаются IE8-):alert( "Браузер находится на " + window.screenX + "," + window.screenY );
Они могут быть и меньше нуля, если окно частично вне экрана.
Заметим, что общую информацию об экране и браузере получить можно, а вот координаты конкретного элемента на экране – нельзя, нет аналога getBoundingClientRect
или иного метода для этого.
Итого
У любой точки в браузере есть координаты:
- Относительно окна
window
–elem.getBoundingClientRect()
. - Относительно документа
document
– добавляем прокрутку, во всех фреймворках есть готовая функция. - Относительно экрана
screen
– можно узнать координаты браузера, но не элемента.
Иногда в старом коде можно встретить использование offsetTop/Left
для подсчёта координат. Это очень старый и неправильный способ, не стоит его использовать.
Координаты будут нужны нам далее, при работе с событиями мыши (координаты клика) и элементами (перемещение).