1-го августа 2019

Локальные переменные для объекта

Материал на этой странице устарел, поэтому скрыт из оглавления сайта.

Более новая информация по этой теме находится на странице https://learn.javascript.ru/closure.

Замыкания можно использовать сотнями способов. Иногда люди сами не замечают, что использовали замыкания – настолько это просто и естественно.

В этой главе мы рассмотрим дополнительные примеры использования замыканий и задачи на эту тему.

Счётчик-объект

Ранее мы сделали счётчик.

Напомню, как он выглядел:

function makeCounter() {
  var currentCount = 1;

  return function() {
    return currentCount++;
  };
}

var counter = makeCounter();

// каждый вызов возвращает результат, увеличивая счётчик
alert( counter() ); // 1
alert( counter() ); // 2
alert( counter() ); // 3

Счётчик получился вполне рабочий, но вот только возможностей ему не хватает. Хорошо бы, чтобы можно было сбрасывать значение счётчика или начинать отсчёт с другого значения вместо 1 или… Да много чего можно захотеть от простого счётчика и, тем более, в более сложных проектах.

Чтобы добавить счётчику возможностей – перейдём с функции на полноценный объект:

function makeCounter() {
  var currentCount = 1;

  return { // возвратим объект вместо функции
    getNext: function() {
      return currentCount++;
    },

    set: function(value) {
      currentCount = value;
    },

    reset: function() {
      currentCount = 1;
    }
  };
}

var counter = makeCounter();

alert( counter.getNext() ); // 1
alert( counter.getNext() ); // 2

counter.set(5);
alert( counter.getNext() ); // 5

Теперь функция makeCounter возвращает не одну функцию, а объект с несколькими методами:

  • getNext() – получить следующее значение, то, что раньше делал вызов counter().
  • set(value) – поставить значение.
  • reset() – обнулить счётчик.

Все они получают ссылку [[Scope]] на текущий (внешний) объект переменных. Поэтому вызов любого из этих методов будет получать или модифицировать одно и то же внешнее значение currentCount.

Объект счётчика + функция

Изначально, счётчик делался функцией во многом ради красивого вызова: counter(), который увеличивал значение и возвращал результат.

К сожалению, при переходе на объект короткий вызов пропал, вместо него теперь counter.getNext(). Но он ведь был таким простым и удобным…

Поэтому давайте вернём его!

function makeCounter() {
  var currentCount = 1;

  // возвращаемся к функции
  function counter() {
    return currentCount++;
  }

  // ...и добавляем ей методы!
  counter.set = function(value) {
    currentCount = value;
  };

  counter.reset = function() {
    currentCount = 1;
  };

  return counter;
}

var counter = makeCounter();

alert( counter() ); // 1
alert( counter() ); // 2

counter.set(5);
alert( counter() ); // 5

Красиво, не правда ли? Получился полноценный объект, который можно вдобавок ещё и вызывать.

Этот трюк часто используется при разработке JavaScript-библиотек. Например, популярная библиотека jQuery предоставляет глобальную переменную с именем jQuery (доступна также под коротким именем $), которая с одной стороны является функцией и может вызываться как jQuery(...), а с другой – у неё есть различные методы, например jQuery.type(123) возвращает тип аргумента.

Далее вы найдёте различные задачи на понимание замыканий. Рекомендуется их сделать самостоятельно.

Задачи

важность: 5

В некоторых языках программирования существует объект «строковый буфер», который аккумулирует внутри себя значения. Его функционал состоит из двух возможностей:

  1. Добавить значение в буфер.
  2. Получить текущее содержимое.

Задача – реализовать строковый буфер на функциях в JavaScript, со следующим синтаксисом:

  • Создание объекта: var buffer = makeBuffer();.
  • Вызов makeBuffer должен возвращать такую функцию buffer, которая при вызове buffer(value) добавляет значение в некоторое внутреннее хранилище, а при вызове без аргументов buffer() – возвращает его.

Вот пример работы:

function makeBuffer() { /* ваш код */ }

var buffer = makeBuffer();

// добавить значения к буферу
buffer('Замыкания');
buffer(' Использовать');
buffer(' Нужно!');

// получить текущее значение
alert( buffer() ); // Замыкания Использовать Нужно!

Буфер должен преобразовывать все данные к строковому типу:

var buffer = makeBuffer();
buffer(0);
buffer(1);
buffer(0);

alert( buffer() ); // '010'

Решение не должно использовать глобальные переменные.

Открыть песочницу с тестами для задачи.

Текущее значение текста удобно хранить в замыкании, в локальной переменной makeBuffer:

function makeBuffer() {
  var text = '';

  return function(piece) {
    if (arguments.length == 0) { // вызов без аргументов
      return text;
    }
    text += piece;
  };
};

var buffer = makeBuffer();

// добавить значения к буферу
buffer('Замыкания');
buffer(' Использовать');
buffer(' Нужно!');
alert( buffer() ); // 'Замыкания Использовать Нужно!'

var buffer2 = makeBuffer();
buffer2(0);
buffer2(1);
buffer2(0);

alert( buffer2() ); // '010'

Начальное значение text = '' – пустая строка. Поэтому операция text += piece прибавляет piece к строке, автоматически преобразуя его к строковому типу, как и требовалось в условии.

Открыть решение с тестами в песочнице.

важность: 5

Добавьте буферу из решения задачи Функция - строковый буфер метод buffer.clear(), который будет очищать текущее содержимое буфера:

function makeBuffer() {
  ...ваш код...
}

var buffer = makeBuffer();

buffer("Тест");
buffer(" тебя не съест ");
alert( buffer() ); // Тест тебя не съест

buffer.clear();

alert( buffer() ); // ""

Открыть песочницу с тестами для задачи.

function makeBuffer() {
  var text = '';

  function buffer(piece) {
    if (arguments.length == 0) { // вызов без аргументов
      return text;
    }
    text += piece;
  };

  buffer.clear = function() {
    text = "";
  }

  return buffer;
};

var buffer = makeBuffer();

buffer("Тест");
buffer(" тебя не съест ");
alert( buffer() ); // Тест тебя не съест

buffer.clear();

alert( buffer() ); // ""

Открыть решение с тестами в песочнице.

Карта учебника

Комментарии

перед тем как писать…
  • Если вам кажется, что в статье что-то не так - вместо комментария напишите на GitHub.
  • Для одной строки кода используйте тег <code>, для нескольких строк кода — тег <pre>, если больше 10 строк — ссылку на песочницу (plnkr, JSBin, codepen…)
  • Если что-то непонятно в статье — пишите, что именно и с какого места.