На протяжении долгого времени в программировании применялся процедурный подход. При этом программа состоит из функций, вызывающих друг друга.
Гораздо позже появилось объектно-ориентированное программирование (ООП), которое позволяет группировать функции и данные в единой сущности – «объекте».
При объектно-ориентированной разработке мы описываем происходящее на уровне объектов, которые создаются, меняют свои свойства, взаимодействуют друг с другом и (в случае браузера) со страницей, в общем, живут.
Например, «пользователь», «меню», «компонент интерфейса»… При объектно-ориентированном подходе каждый объект должен представлять собой интуитивно понятную сущность, у которой есть методы и данные.
В JavaScript объекты часто используются просто как коллекции.
Например, встроенный объект Math содержит функции (Math.sin
, Math.pow
, …) и данные (константа Math.PI
).
При таком использовании объектов мы не можем сказать, что «применён объектно-ориентированный подход». В частности, никакую «единую сущность» Math
из себя не представляет, это просто коллекция независимых функций с общим префиксом Math
.
Мы уже работали в ООП-стиле, создавая объекты такого вида:
function User(name) {
this.sayHi = function() {
alert( "Привет, я " + name );
};
}
var vasya = new User("Вася"); // создали пользователя
vasya.sayHi(); // пользователь умеет говорить "Привет"
Здесь мы видим ярко выраженную сущность – User
(посетитель). Используя терминологию ООП, такие конструкторы часто называют классами, то есть можно сказать «класс User
».
Классом в объектно-ориентированной разработке называют шаблон/программный код, предназначенный для создания объектов и методов.
В JavaScript классы можно организовать по-разному. Говорят, что класс User
написан в «функциональном» стиле. Далее мы также увидим «прототипный» стиль.
ООП – это наука о том, как делать правильную архитектуру. У неё есть свои принципы, например SOLID.
По приёмам объектно-ориентированной разработки пишут книги, к примеру:
- Объектно-ориентированный анализ и проектирование с примерами приложений. Гради Буч и др..
- Приёмы объектно-ориентированного проектирования. Паттерны проектирования. Э. Гамма, Р. Хелм, Р. Джонсон, Дж. Влиссидес.
Здесь мы не имеем возможности углубиться в теорию ООП, поэтому чтение таких книг рекомендуется. Хотя основные принципы, как использовать ООП правильно, мы, всё же, затронем.