Мышь: клики, кнопка, координаты

В этой главе мы глубже разберёмся со списком событий мыши, рассмотрим их общие свойства, а также те события, которые связаны с кликом.

Типы событий мыши

Условно можно разделить события на два типа: «простые» и «комплексные».

Простые события

mousedown
Кнопка мыши нажата над элементом.
mouseup
Кнопка мыши отпущена над элементом.
mouseover
Мышь появилась над элементом.
mouseout
Мышь ушла с элемента.
mousemove
Каждое движение мыши над элементом генерирует это событие.

Комплексные события

click
Вызывается при клике мышью, то есть при mousedown, а затем mouseup на одном элементе
contextmenu
Вызывается при клике правой кнопкой мыши на элементе.
dblclick
Вызывается при двойном клике по элементу.

Комплексные можно составить из простых, поэтому в теории можно было бы обойтись вообще без них. Но они есть, и это хорошо, потому что с ними удобнее.

Порядок срабатывания событий

Одно действие может вызывать несколько событий.

Например, клик вызывает сначала mousedown при нажатии, а затем mouseup и click при отпускании кнопки.

В тех случаях, когда одно действие генерирует несколько событий, их порядок фиксирован. То есть, обработчики вызовутся в порядке mousedownmouseupclick.

Кликните по кнопке ниже и вы увидите, какие при этом происходят события. Попробуйте также двойной клик.

На тест-стенде ниже все мышиные события записываются, и если между событиями проходит больше 1 секунды, то они для удобства чтения отделяются линией. Также присутствуют свойства which/button, по которым можно определить кнопку мыши. Мы их рассмотрим далее.

Каждое событие обрабатывается независимо.

Например, при клике события mouseup + click возникают одновременно, но обрабатываются последовательно. Сначала полностью завершается обработка mouseup, затем запускается click.

Получение информации о кнопке: which

При обработке событий, связанных с кликами мыши, бывает важно знать, какая кнопка нажата.

Для получения кнопки мыши в объекте event есть свойство which.

На практике оно используется редко, т.к. обычно обработчик вешается либо onclick – только на левую кнопку мыши, либо oncontextmenu – только на правую.

Возможны следующие значения:

  • event.which == 1 – левая кнопка
  • event.which == 2 – средняя кнопка
  • event.which == 3 – правая кнопка

Это свойство не поддерживается IE8-, но его можно получить способом, описанным в конце главы.

Правый клик: oncontextmenu

Это событие срабатывает при клике правой кнопкой мыши:

<div>Правый клик на этой кнопке выведет "Клик".</div>
<button oncontextmenu="alert('Клик!');">Правый клик сюда</button>

При клике на кнопку выше после обработчика oncontextmenu будет показано обычное контекстное меню, которое браузер всегда показывает при клике правой кнопкой. Это является его действием по умолчанию.

Если мы не хотим, чтобы показывалось встроенное меню, например потому что показываем своё, специфичное для нашего приложения, то можно отменить действие по умолчанию.

В примере ниже встроенное меню показано не будет:

<button oncontextmenu="alert('Клик!');return false">Правый клик сюда</button>

Модификаторы shift, alt, ctrl и meta

Во всех событиях мыши присутствует информация о нажатых клавишах-модификаторах.

Соответствующие свойства:

  • shiftKey
  • altKey
  • ctrlKey
  • metaKey (для Mac)

Например, кнопка ниже сработает только на Alt+Shift+Клик:

<button>Alt+Shift+Кликни меня!</button>

<script>
  document.body.children[0].onclick = function(e) {
    if (!e.altKey || !e.shiftKey) return;
    alert( 'Ура!' );
  }
</script>
Внимание: на Mac вместо Ctrl используется Cmd

На компьютерах под управлением Windows и Linux есть специальные клавиши Alt, Shift и Ctrl. На Mac есть ещё одна специальная клавиша: Cmd, которой соответствует свойство metaKey.

В большинстве случаев там, где под Windows/Linux используется Ctrl, на Mac используется Cmd. Там, где пользователь Windows нажимает Ctrl+Enter или Ctrl+A, пользователь Mac нажмёт Cmd+Enter или Cmd+A, и так далее, почти всегда Cmd вместо Ctrl.

Поэтому, если мы хотим поддерживать сочетание Ctrl+click или другие подобные, то под Mac имеет смысл использовать Cmd+click. Пользователям Mac это будет гораздо комфортнее.

Более того, даже если бы мы хотели бы заставить пользователей Mac использовать именно Ctrl+click – это было бы затруднительно. Дело в том, что обычный клик с зажатым Ctrl под Mac работает как правый клик и генерирует событие oncontextmenu, а вовсе не onclick, как под Windows/Linux.

Решение – чтобы пользователи обоих операционных систем работали с комфортом, в паре с ctrlKey нужно обязательно использовать metaKey.

В JS-коде это означает, что для удобства пользователей Mac нужно проверять if (event.ctrlKey || event.metaKey).

Координаты в окне: clientX/Y

Все мышиные события предоставляют текущие координаты курсора в двух видах: относительно окна и относительно документа.

Пара свойств clientX/clientY содержит координаты курсора относительно текущего окна.

При этом, например, если ваше окно размером 500x500, а мышь находится в центре, тогда и clientX и clientY будут равны 250.

Можно как угодно прокручивать страницу, но если не двигать при этом мышь, то координаты курсора clientX/clientY не изменятся, потому что они считаются относительно окна, а не документа.

Проведите мышью над полем ввода, чтобы увидеть clientX/clientY:

<input onmousemove="this.value = event.clientX+':'+event.clientY">

В той же системе координат работает и метод elem.getBoundingClientRect(), возвращающий координаты элемента, а также position:fixed.

Относительно документа: pageX/Y

Координаты курсора относительно документа находятся в свойствах pageX/pageY.

Так как эти координаты – относительно левого-верхнего узла документа, а не окна, то они учитывают прокрутку. Если прокрутить страницу, а мышь не трогать, то координаты курсора pageX/pageY изменятся на величину прокрутки, они привязаны к конкретной точке в документе.

В IE8- этих свойств нет, но можно получить их способом, описанным в конце главы.

Проведите мышью над полем ввода, чтобы увидеть pageX/pageY (кроме IE8-):

<input onmousemove="this.value = event.pageX+':'+event.pageY">

В той же системе координат работает position:absolute, если элемент позиционируется относительно документа.

Устарели: x, y, layerX, layerY

Некоторые браузеры поддерживают свойства event.x/y, event.layerX/layerY.

Эти свойства устарели, они нестандартные и не добавляют ничего к описанным выше. Использовать их не стоит.

Особенности IE8-

Двойной клик

Все браузеры, кроме IE8-, генерируют dblclick в дополнение к другим событиям.

То есть, обычно:

  • mousedown (нажал)
  • mouseup+click (отжал)
  • mousedown (нажал)
  • mouseup+click+dblclick (отжал).

IE8- на втором клике не генерирует mousedown и click.

Получается:

  • mousedown (нажал)
  • mouseup+click (отжал)
  • (нажал второй раз, без события)
  • mouseup+dblclick (отжал).

Поэтому отловить двойной клик в IE8-, отслеживая только click, нельзя, ведь при втором нажатии его нет. Нужно именно событие dblclick.

Свойство which/button

В старых IE8- не поддерживалось свойство which, а вместо него использовалось свойство button, которое является 3-х битным числом, в котором каждому биту соответствует кнопка мыши. Бит установлен в 1, только если соответствующая кнопка нажата.

Чтобы его расшифровать – нужна побитовая операция & («битовое И»):

  • !!(button & 1) == true (1-й бит установлен), если нажата левая кнопка,
  • !!(button & 2) == true (2-й бит установлен), если нажата правая кнопка,
  • !!(button & 4) == true (3-й бит установлен), если нажата средняя кнопка.

Что интересно, при этом мы можем узнать, были ли две кнопки нажаты одновременно, в то время как стандартный which такой возможности не даёт. Так что, в некотором смысле, свойство button – более мощное.

Можно легко сделать функцию, которая будет ставить свойство which из button, если его нет:

function fixWhich(e) {
  if (!e.which && e.button) { // если which нет, но есть button... (IE8-)
    if (e.button & 1) e.which = 1; // левая кнопка
    else if (e.button & 4) e.which = 2; // средняя кнопка
    else if (e.button & 2) e.which = 3; // правая кнопка
  }
}

Свойства pageX/pageY

В IE до версии 9 не поддерживаются свойства pageX/pageY, но их можно получить, прибавив к clientX/clientY величину прокрутки страницы.

Более подробно о её вычислении вы можете прочитать в разделе прокрутка страницы.

Мы же здесь приведем готовый вариант, который позволяет нам получить pageX/pageY для старых и совсем старых IE:

function fixPageXY(e) {
  if (e.pageX == null && e.clientX != null) { // если нет pageX..
    var html = document.documentElement;
    var body = document.body;

    e.pageX = e.clientX + (html.scrollLeft || body && body.scrollLeft || 0);
    e.pageX -= html.clientLeft || 0;

    e.pageY = e.clientY + (html.scrollTop || body && body.scrollTop || 0);
    e.pageY -= html.clientTop || 0;
  }
}

Итого

События мыши имеют следующие свойства:

  • Кнопка мыши: which (для IE8-: нужно ставить из button)
  • Элемент, вызвавший событие: target
  • Координаты, относительно окна: clientX/clientY
  • Координаты, относительно документа: pageX/pageY (для IE8-: нужно ставить по clientX/Y и прокрутке)
  • Если зажата спец. клавиша, то стоит соответствующее свойство: altKey, ctrlKey, shiftKey или metaKey (Mac).
  • Для поддержки Ctrl+click не забываем проверить if (e.metaKey || e.ctrlKey), чтобы пользователи Mac тоже были довольны.

Задачи

важность: 5

Эта задача состоит из трёх частей.

  1. Сделайте список, элементы которого можно выделять кликом.
  2. Добавьте мульти-выделение. Если клик с нажатым Ctrl (Cmd под Mac), то элемент добавляется-удаляется из выделенных.
  3. Добавьте выделение промежутков. Если происходит клик с нажатым Shift, то к выделению добавляется промежуток элементов от предыдущего кликнутого до этого. При этом не важно, какое именно действие делал предыдущий клик. Это похоже на то, как работает файловый менеджер в ряде ОС, но чуть проще, так как конкретная реализация выделений различается у разных ОС, и её точное воспроизведение не входит в эту задачу.

Демо:

P.S. В этой задаче можно считать, что в элементах списка может быть только текст, без вложенных тегов.
P.P.S. Обработка одновременного нажатия Ctrl(Cmd) и Shift может быть любой.

Открыть песочницу для задачи.

важность: 3

Есть кликабельное JavaScript-дерево UL/LI (см. задачу Раскрывающееся дерево).

<ul>
  <li>Млекопитающие
    <ul>
      <li>Коровы</li>
      <li>Ослы</li>
      <li>Собаки</li>
      <li>Тигры</li>
    </ul>
  </li>
</ul>

При клике на заголовке его список его детей скрывается-раскрывается. Выглядит это так: (кликайте на заголовки)

Однако, проблема в том, что скрытие-раскрытие происходит даже при клике вне заголовка, на пустом пространстве справа от него.

Как скрывать/раскрывать детей только при клике на заголовок?

В задаче Раскрывающееся дерево это решено так: заголовки завёрнуты в элементы SPAN и проверяются клики только на них. Представим на минуту, что мы не хотим оборачивать текст в SPAN, а хотим оставить как есть. Например, по соображениям производительности, если дерево и так очень большое, ведь оборачивание всех заголовков в SPAN увеличит количество DOM-узлов в 2 раза.

Решите задачу без обёртывания заголовков в SPAN, используя работу с координатами.

Исходный документ содержит кликабельное дерево.

P.S. Задача – скорее на сообразительность, однако подход может быть полезен в реальной жизни.

Открыть песочницу для задачи.

Подсказка

У события клика есть координаты. Проверьте по ним, попал ли клик на заголовок.

Самый глубокий узел на координатах можно получить вызовом document.elementFromPoint(clientX, clientY).

…Но заголовок является текстовым узлом, поэтому эта функция для него работать не будет. Однако это, всё же, можно обойти. Как?

Подсказка 2

Можно при клике на LI сделать временный SPAN и переместить в него текстовый узел-заголовок.

После этого проверить, попал ли клик в него и вернуть всё как было.

// 1) заворачиваем текстовый узел в SPAN

// 2) проверяем
var elem = document.elementFromPoint(e.clientX, e.clientY);
var isClickOnTitle = (elem == span);

// 3) возвращаем текстовый узел обратно из SPAN

На шаге 3 текстовый узел вынимается обратно из SPAN, всё возвращается в исходное состояние.

Карта учебника

Комментарии

перед тем как писать…
  • Приветствуются комментарии, содержащие дополнения и вопросы по статье, и ответы на них.
  • Для одной строки кода используйте тег <code>, для нескольких строк кода — тег <pre>, если больше 10 строк — ссылку на песочницу (plnkr, JSBin, codepen…)
  • Если что-то непонятно в статье — пишите, что именно и с какого места.