Внутренний и внешний интерфейс

Один из важнейших принципов ООП – отделение внутреннего интерфейса от внешнего.

Это – обязательная практика в разработке чего угодно сложнее hello world.

Чтобы это понять, отвлечемся от разработки и переведем взгляд на объекты реального мира.

Как правило, устройства, с которыми мы имеем дело, весьма сложны. Но разделение интерфейса на внешний и внутренний позволяет использовать их без малейших проблем.

Пример из жизни

Например, кофеварка. Простая снаружи: кнопка, индикатор, отверстия,… И, конечно, результат – кофе :)

Но внутри… (картинка из пособия по ремонту)

Масса деталей. Но мы можем пользоваться ей, совершенно не зная об этом.

Кофеварки – довольно-таки надежны, не правда ли? Можно пользоваться годами, и только когда что-то пойдет не так – придется нести к мастеру.

Секрет надежности и простоты кофеварки – в том, что все детали отлажены и спрятаны внутри.

Если снять с кофеварки защитный кожух, то использование её будет более сложным (куда нажимать?) и опасным (током ударить может).

Как мы увидим, объекты очень схожи с кофеварками.

Только для того, чтобы прятать внутренние детали, используется не кожух, а специальные средства языка и соглашения.

Внутренний и внешний интерфейс

В программировании мы будем разделять методы и свойства объекта на две группы:

  • Внутренний интерфейс – это свойства и методы, доступ к которым может быть осуществлен только из других методов объекта, их также называют «приватными» (есть и другие термины, встретим их далее).
  • Внешний интерфейс – это свойства и методы, доступные снаружи объекта, их называют «публичными».

Если продолжить аналогию с кофеваркой – то, что спрятано внутри кофеварки: трубка кипятильника, нагревательный элемент, тепловой предохранитель и так далее – это её внутренний интерфейс.

Внутренний интерфейс используется для обеспечения работоспособности объекта, его детали используют друг друга. Например, трубка кипятильника подключена к нагревательному элементу.

Но снаружи кофеварка закрыта специальным кожухом, чтобы никто к ним не подобрался. Детали скрыты и недоступны. Виден лишь внешний интерфейс.

Получив объект, всё, что нужно для пользования им – это знать внешний интерфейс. О внутреннем же знать вообще не обязательно.

Это были общие слова по теории программирования.

Далее мы реализуем кофеварку на JavaScript с приватными и публичными свойствами. В кофеварке много деталей, мы конечно, не будем моделировать каждый винтик, а сосредоточимся на основных приёмах разработки.

Шаг 1: публичное и приватное свойство

Конструктор кофеварок будет называться CoffeeMachine.

function CoffeeMachine(power) {
  this.waterAmount = 0; // количество воды в кофеварке

  alert( 'Создана кофеварка мощностью: ' + power + ' ватт' );
}

// создать кофеварку
var coffeeMachine = new CoffeeMachine(100);

// залить воды
coffeeMachine.waterAmount = 200;

Локальные переменные, включая параметры конструктора, можно считать приватными свойствами.

В примере выше это power – мощность кофеварки, которая указывается при создании и далее будет использована для расчёта времени кипячения.

К локальным переменным конструктора нельзя обратиться снаружи, но они доступны внутри самого конструктора.

Свойства, записанные в this, можно считать публичными.

Здесь свойство waterAmount записано в объект, а значит – доступно для модификации снаружи. Можно доливать и выливать воду в любом количестве.

Вопрос терминологии

Далее мы будем называть power как «локальной переменной», так и «приватным свойством» объекта.

Это, смотря, с какой стороны посмотреть.

Термины «приватное свойство/метод», «публичное свойство/метод» относятся к общей теории ООП. А их конкретная реализация в языке программирования может быть различной.

Здесь ООП-принцип «приватного свойства» реализован через локальные переменные, поэтому и «локальная переменная» и «приватное свойство» – правильные термины, в зависимости от того, с какой точки зрения взглянуть – кода или архитектуры ООП.

Шаг 2: публичный и приватный методы

Добавим публичный метод run, запускающий кофеварку, а также вспомогательные внутренние методы getBoilTime и onReady:

function CoffeeMachine(power) {

  this.waterAmount = 0;

  // расчёт времени для кипячения
  function getBoilTime() {
    return 1000; // точная формула расчета будет позже
  }

  // что делать по окончании процесса
  function onReady() {
    alert( 'Кофе готов!' );
  }

  this.run = function() {
    // setTimeout - встроенная функция,
    // она запустит onReady через getBoilTime() миллисекунд
    setTimeout(onReady, getBoilTime());
  };
}

var coffeeMachine = new CoffeeMachine(100);
coffeeMachine.waterAmount = 200;

coffeeMachine.run();

Приватные методы, такие как onReady, getBoilTime могут быть объявлены как вложенные функции.

В результате естественным образом получается, что доступ к ним (через замыкание) имеют только другие функции, объявленные в том же конструкторе.

Шаг 3: константа

Для расчёта времени на кипячение воды используется формула c*m*ΔT / power, где:

  • c – коэффициент теплоёмкости воды, физическая константа равная 4200.
  • m – масса воды, которую нужно нагреть.
  • ΔT – температура, на которую нужно подогреть, будем считать, что изначально вода – комнатной температуры 20°С, то есть до 100° нужно греть на ΔT=80.
  • power – мощность.

Используем её в более реалистичном варианте getBoilTime(), включающем использование приватных свойств и константу:

"use strict"

function CoffeeMachine(power) {

  this.waterAmount = 0;

  // физическая константа - удельная теплоёмкость воды для getBoilTime
  var WATER_HEAT_CAPACITY = 4200;

  // расчёт времени для кипячения
  function getBoilTime() {
    return this.waterAmount * WATER_HEAT_CAPACITY * 80 / power; // ошибка!
  }

  // что делать по окончании процесса
  function onReady() {
    alert( 'Кофе готов!' );
  }

  this.run = function() {
    setTimeout(onReady, getBoilTime());
  };

}

var coffeeMachine = new CoffeeMachine(1000);
coffeeMachine.waterAmount = 200;

coffeeMachine.run();

Удельная теплоёмкость WATER_HEAT_CAPACITY выделена большими буквами, так как это константа.

Внимание, при запуске кода выше в методе getBoilTime будет ошибка. Как вы думаете, почему?

Шаг 4: доступ к объекту из внутреннего метода

Внутренний метод вызывается так: getBoilTime(). А чему при этом равен this?… Как вы наверняка помните, в современном стандарте он будет undefined (в старом – window), из-за этого при чтении this.waterAmount возникнет ошибка!

Её можно решить, если вызвать getBoilTime с явным указанием контекста: getBoilTime.call(this):

function CoffeeMachine(power) {
  this.waterAmount = 0;
  var WATER_HEAT_CAPACITY = 4200;

  function getBoilTime() {
    return this.waterAmount * WATER_HEAT_CAPACITY * 80 / power;
  }

  function onReady() {
    alert( 'Кофе готов!' );
  }

  this.run = function() {
    setTimeout(onReady, getBoilTime.call(this));
  };

}

// создаю кофеварку, мощностью 100000W чтобы кипятила быстро
var coffeeMachine = new CoffeeMachine(100000);
coffeeMachine.waterAmount = 200;

coffeeMachine.run();

Такой подход будет работать, но он не очень-то удобен. Ведь получается, что теперь везде, где мы хотим вызвать getBoilTime, нужно явно указывать контекст, т.е. писать getBoilTime.call(this).

К счастью существуют более элегантные решения.

Привязка через bind

Можно при объявлении привязать getBoilTime к объекту через bind, тогда вопрос контекста отпадёт сам собой:

function CoffeeMachine(power) {
  this.waterAmount = 0;

  var WATER_HEAT_CAPACITY = 4200;

  var getBoilTime = function() {
    return this.waterAmount * WATER_HEAT_CAPACITY * 80 / power;
  }.bind(this);

  function onReady() {
    alert( 'Кофе готов!' );
  }

  this.run = function() {
    setTimeout(onReady, getBoilTime());
  };

}

var coffeeMachine = new CoffeeMachine(100000);
coffeeMachine.waterAmount = 200;

coffeeMachine.run();

Это решение будет работать, теперь функцию можно просто вызывать без call. Но объявление функции стало менее красивым.

Сохранение this в замыкании

Пожалуй, самый удобный и часто применяемый путь решения состоит в том, чтобы предварительно скопировать this во вспомогательную переменную и обращаться из внутренних функций уже к ней.

Вот так:

function CoffeeMachine(power) {
  this.waterAmount = 0;

  var WATER_HEAT_CAPACITY = 4200;

  var self = this;

  function getBoilTime() {
      return self.waterAmount * WATER_HEAT_CAPACITY * 80 / power;
    }

  function onReady() {
    alert( 'Кофе готов!' );
  }

  this.run = function() {
    setTimeout(onReady, getBoilTime());
  };

}

var coffeeMachine = new CoffeeMachine(100000);
coffeeMachine.waterAmount = 200;

coffeeMachine.run();

Теперь getBoilTime получает self из замыкания.

Конечно, чтобы это работало, мы не должны изменять self, а все приватные методы, которые хотят иметь доступ к текущему объекту, должны использовать внутри себя self вместо this.

Вместо self можно использовать любое другое имя переменной, например var me = this.

Итого

Итак, мы сделали кофеварку с публичными и приватными методами и заставили их корректно работать.

В терминологии ООП отделение и защита внутреннего интерфейса называется инкапсуляция.

Кратко перечислим бонусы, которые она даёт:

Защита пользователей от выстрела себе в ногу

Представьте, команда разработчиков пользуется кофеваркой. Кофеварка создана фирмой «Лучшие Кофеварки» и, в общем, работает хорошо, но с неё сняли защитный кожух и, таким образом, внутренний интерфейс стал доступен.

Все разработчики цивилизованны – и пользуются кофеваркой как обычно. Но хитрый Вася решил, что он самый умный, и подкрутил кое-что внутри кофеварки, чтобы кофе заваривался покрепче. Вася не знал, что те изменения, которые он произвёл, приведут к тому, что кофеварка испортится через два дня.

Виноват, разумеется, не только Вася, но и тот, кто снял защитный кожух с кофеварки, и тем самым позволил Васе проводить манипуляции.

В программировании – то же самое. Если пользователь объекта будет менять то, что не рассчитано на изменение снаружи – последствия могут быть непредсказуемыми.

Удобство в поддержке

Ситуация в программировании сложнее, чем с кофеваркой, т.к. кофеварку один раз купили и всё, а программа может улучшаться и дорабатываться.

При наличии чётко выделенного внешнего интерфейса, разработчик может свободно менять внутренние свойства и методы, без оглядки на коллег.

Гораздо легче разрабатывать, если знаешь, что ряд методов (все внутренние) можно переименовывать, менять их параметры, и вообще, переписать как угодно, так как внешний код к ним абсолютно точно не обращается.

Ближайшая аналогия в реальной жизни – это когда выходит «новая версия» кофеварки, которая работает гораздо лучше. Разработчик мог переделать всё внутри, но пользоваться ей по-прежнему просто, так как внешний интерфейс сохранён.

Управление сложностью

Люди обожают пользоваться вещами, которые просты с виду. А что внутри – дело десятое.

Программисты здесь не исключение.

Всегда удобно, когда детали реализации скрыты, и доступен простой, понятно документированный внешний интерфейс.

Задачи

важность: 5

Улучшите готовый код кофеварки, который дан ниже: добавьте в кофеварку публичный метод stop(), который будет останавливать кипячение (через clearTimeout).

function CoffeeMachine(power) {
  this.waterAmount = 0;

  var WATER_HEAT_CAPACITY = 4200;

  var self = this;

  function getBoilTime() {
    return self.waterAmount * WATER_HEAT_CAPACITY * 80 / power;
  }

  function onReady() {
    alert( 'Кофе готово!' );
  }

  this.run = function() {
    setTimeout(onReady, getBoilTime());
  };

}

Вот такой код должен ничего не выводить:

var coffeeMachine = new CoffeeMachine(50000);
coffeeMachine.waterAmount = 200;

coffeeMachine.run();
coffeeMachine.stop(); // кофе приготовлен не будет

P.S. Текущую температуру воды вычислять и хранить не требуется.

P.P.S. При решении вам, скорее всего, понадобится добавить приватное свойство timerId, которое будет хранить текущий таймер.

Кофеварка с новым методом:

function CoffeeMachine(power) {
  this.waterAmount = 0;

  var WATER_HEAT_CAPACITY = 4200;
  var timerId;
  var self = this;

  function getBoilTime() {
    return self.waterAmount * WATER_HEAT_CAPACITY * 80 / power;
  }

  function onReady() {
    alert( 'Кофе готово!' );
  }

  this.run = function() {
    timerId = setTimeout(onReady, getBoilTime());
  };

  this.stop = function() {
    clearTimeout(timerId)
  };
}

var coffeeMachine = new CoffeeMachine(50000);
coffeeMachine.waterAmount = 200;

coffeeMachine.run();
coffeeMachine.stop(); // кофе приготовлен не будет
Карта учебника

Комментарии

перед тем как писать…
  • Приветствуются комментарии, содержащие дополнения и вопросы по статье, и ответы на них.
  • Для одной строки кода используйте тег <code>, для нескольких строк кода — тег <pre>, если больше 10 строк — ссылку на песочницу (plnkr, JSBin, codepen…)
  • Если что-то непонятно в статье — пишите, что именно и с какого места.